Детская логика может свести с ума любого взрослого, а может и наповал сразить своей остротой и точностью. А еще ее можно развивать.
В этой статье вы найдете самые типичные логические игры для детей от 3 до 4 лет.
Отгадываем загадки — развиваем логику
Игра в загадки будет актуальна для ребенка в любом возрасте. Просто для каждого возраста подбирается свой уровень сложности самих загадок. Для того, чтобы загадывать ребенку загадки, не обязательно обкладываться многочисленными книжками и пособиями – выдумывайте их сами.
Типичные загадки для трехлеток:
— «Кто это такой?» – маленький, пушистенький, любит грызть морковку, прыгает вот так – «прыг-прыг»?
— «Что в этой комнате?» — это находится в этой комнате, он большой, у него есть дверцы – их можно открывать и закрывать, мама туда складывает одежду.
Как видите – загадки для детей от 3 до 4 лет вполне успешно может придумывать любая мама.
Причем в отличие от других способов развития логики, играть в загадки можно всегда и везде – по дороге на прогулку, стоя в очереди, в транспорте.
Пусть ваши загадки будут не такими идеальными, как в детских книжках и пособиях. Зато они отлично развивают логику, и вы сами можете «настраивать» уровень их сложности для вашего ребенка.
Кто лишний?
Перед ребенком выкладывается несколько карточек. Нужно определить какая из них лишняя по смыслу. Вместо карточек можно использовать настоящие предметы.
Последовательности.
В три года постепенно можно начинать учиться складывать последовательности.
Для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.
Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение (если ребенок захочет выложить больше — это конечно приветствуется!).
Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд — дострой дорожку «правильными кирпичиками»):
- Чередование по цвету.
- Чередование по форме.
- Чередование по размеру.
Ближе к четырем годам можно пробовать более сложные последовательности.
Но если вы усадите большинство детей перед такой вот полосочкой с последовательностью и предложите ее продолжить – в 80% случаев ребенок просто встанет и убежит.
Чтобы заинтересовать детей, нужно придумать какую-либо короткую сказку или историю.
Например:
«Решили звери перейти через реку, но мостик у них был сломан. Давай поможем зверятам построить мостик, но только он должен быть из самых правильных кирпичиков, иначе он быстро развалится.
» (Часто дети в этом возрасте уже увлекаются каким-либо мультфильмом или сказкой. Тогда герои, которые будут переходить через мостик обязательно должны быть из любимой сказки или мультика.
Мы, например, часто строим мостики для того, чтобы Элли, Страшила и ее друзья могли переправиться через реку или обрыв в горах).
В качестве последовательности может выступать также дорожка для паровозика или машинки, бусы для куклы и т.п.
Лабиринты
В возрасте трех лет дети уже довольно хорошо могут справиться с простым заданием по типу «Лабиринт»:
Для лабиринтов не обязательно покупать книжки и скачивать пособия – их легко можно нарисовать.
Больше, меньше, столько же
Большинство развивающих методик рекомендует учить детей в возрасте от 3 до 4 лет сравнивать предметы – усваивать понятия больше, меньше, поровну.
Для того, чтобы ребенок без труда освоил эти логические понятия, обучение проводят постепенно (уровни обучения, указанные ниже, выложены по мере возрастания сложности). Сначала все задания выполняются вместе с мамой. Постепенно ребенок сам начнет выполнять все самостоятельно.
Итак:
Уровень 1 – самый простой — метод наложения
Для того, чтобы определить сколько предметов – больше, меньше или столько же, ребенку предлагают их накладывать друг на друга. Ребенку будет намного проще сориентироваться в выполнении задания, если каждый элемент для сравнения будет находиться в своей «клеточке».
Например:
На полянке звери нашли вкусные конфетки, давай проверим – хватит ли им этих конфет?
Ребенок накладывает игрушки на изображения конфет. В результате делается логический вывод (который обязательно озвучивается) – конфет больше чем нужно, столько же или меньше чем зверей.
Уровень 2 – метод выкладывания (сопоставление).
Для этого способа также используются фигурки, размещенные в клеточках – чтобы легче было ориентироваться. Их сравнивают, путем выкладывания карточек друг под другом.
Например:
Хватит ли морковок зайчатам, давай проверим?
Ребенок берет различные карточки (которые легко можно нарисовать вручную) и выкладывает их друг под другом, а затем делает логический вывод о количестве предметов – «больше, меньше, столько же».
Уровень 3 – определение количества предметов в группе
Когда предыдущие этапы пройдены, можно переходить к более сложному уровню – определять «на глаз» количество предметов. Для этого можно использовать специальные карточки, а также одинаковые предметы.
Например:
Определи чего больше, чего меньше?
Уровень 4
- Выполнение различных заданий, в которых есть понятия «больше», «меньше», «столько же».
- Возьми из кучки столько же морковок, сколько зайчат на полянке.
- Принеси зайчатам побольше морковок.
Принеси зайчатам конфет меньше, чем самих зайчат – пускай они учатся делиться, а конфет много есть нельзя и т.п.
Сопоставление количества с использованием различных органов чувств
Понятия «больше», «столько же», «меньше» можно изучать и с помощью других органов чувств. Такие игры особенно подходят подвижным детям (которые многие вещи постигают через движение), а также детям с выраженными музыкальными способностями.
Ребенку предлагают выполнить задания (задания указаны в порядке возрастания сложности, обязательно начинайте с самого простого):
- Ударь в ладоши (бубен, по барабану) столько же раз, сколько ударила я (начинаем всегда с одного раза, затем постепенно увеличиваем количество ударов).
- Ударь в ладоши (бубен, по барабану) больше чем я, меньше чем я.
- Ударь в ладоши, топни ногой столько же раз, сколько предметов нарисовано на картинке. (Например прогони собачек, ворон, каждый хлопок прогоняет одно животное. На первых порах можно закрывать или убирать то животное, которое ребенок «прогнал»).
- Отложи на каждый звук одну игрушку (например, волшебный колокольчик раздает морковки зайкам. На каждый удар колокольчика отложи одну морковку для зайчонка).
- Покажи карточку, на которой изображено столько же предметов, сколько ударил молоточек.
Конечно же и здесь не обойтись без сказки. Чтобы заинтересовать ребенка – придумывайте увлекательные истории с его любимыми героями, ребенок очень легко будет включаться в выполнение заданий и с удовольствием развивать свою логику.
Существует еще очень много интересных логических игр для детей от 3 до 4 лет – о них я планирую написать в самое ближайшее время. Чтобы не пропустить ничего интересного — следите за публикациями на сайте или подпишитесь на наши новости в социальных сетях.
Источник: http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-igri/logika/3-4-goda/54-logicheskie-igry.html
Упражнения на развитие логического мышления детей 3-4 лет
Развиваем логическое мышление
Предлагаемые задания направлены на развитие внимания, логического мышления и формирование мыслительных операций у детей 3-4 лет.
Кто лишний на этом рисунке? Почему?
Помоги котенку и щенку найти свои домики.
Назови всех, кто изображен на рисунке. Кто здесь лишний? Почему? Как назвать одним словом всех остальных?
Назови предметы, изображенные на рисунке. Что здесь лишнее? Почему? Как назвать одним словом остальные предметы?
Назови животных, изображенных на рисунке. Какое животное здесь лишнее? Почему? Как назвать одним словом остальных животных?
Какой предмет должен быть нарисован в пустой клеточке? Найди его среди предметов, нарисованных в рамочке.
Подбери пару каждому предмету. Назови каждую пару предметов одним словом.
Назови предметы, изображенные на рисунке. Какой из них лишний? Почему? Как назвать одним словом остальные предметы?
Какой предмет должен быть нарисован в пустой клеточке? Найди его среди предметов, нарисованных в рамочке.
Назови предметы, изображенные на рисунке. Какой из них лишний? Почему? Как одним словом назвать остальные предметы?
Источник: http://stotysyhc.ru/uprazhneniya-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-detej-3-4-let/
Логические игры для детей 3-4 лет
На дошкольный возраст ребенка приходится период интенсивного психического развития. Формирование логического мышления – очень важный и сложный момент в жизни ребенка.
Он начинается примерно в 1,5 года, но уже в 3-4 года переходит на качественно новый уровень. Можно ли уже в столь раннем возрасте развивать логику?
Помочь развить основы логики хорошо помогут логические игры для детей 3-4 лет.
Давайте поподробнее остановимся на некоторых из них.
Особенности в развитии мышления детей в 3-4 летнем возрасте
В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности.
- Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению.
- Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции.
- Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки.
Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку».
Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями.
Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой.
Особенности развития логики в 3-4 года
Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг, находить связи в явлениях и предметах, обобщать, анализировать, решать различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама жизнь.
В процессе этих действий человек использует определенные приемы:
- определение состава, структуры и организации частей и элементов целого;
- ориентация на существенные признаки явлений и предметов;
- определение взаимосвязей между явлениями и предметами;
- обнаружение тенденций и закономерностей развития;
- построение гипотез и обнаружение следствий;
- осознанная аргументация логических операций.
Конечно, трехлетний ребенок не обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для выполнения всех этих функций. Но процесс образования данных логических приемов через наглядно-действенное мышление и последующее их совершенствование и является развитием логического мышления.
Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин.
О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие.
Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности логического мышления, так как сам по себе набор логических приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов.
И, так как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей.
В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный характер.
Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет
Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом.
Первые логические игры
Эти игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы.
Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх.
Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года.
Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры.
Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет».
Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие.
Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой.
Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности.
Игры для развития сообразительности и находчивости
Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения. Например, игра «цепочка».
Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные, времена года, либо слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное – не съедобное», и другие.
Игры для развития интеллекта
Среди игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в продаже в виде наборов карточек.
В эту же группу можно отнести и математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку – японские головоломки.
Некоторые судоку требуют для решения не один час, но есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет.
Речевые игры для развития логики
Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.
Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку.
Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи.
В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.
Пример лингвистической задачи для развития логики
«Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика.
Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла!
— Как же так? – удивлялся Пятачок.
– Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»
После ответа, или объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли.
Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени.
Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит.
Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое.
Ближе к четырем, можно предложить игру в «превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в слове, пока, в результате цепочки превращений, не получится нужное слово.
Примеры таких цепочек: дом–сом–сок; кит-кот–рот; край–крой–крот.
Игра «Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно играть, называя синонимы, антонимы слов.
Графические игры
Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания.
Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить. К этой категории относятся игры с геометрическими фигурами, ребусы, кроссворды. Самая простая графическая игра для развития логики – «крестики-нолики».
С табличкой три на три ребенок может справиться уже в 3,5-4 года.
Предлагаем вам позаниматься с ребенком по очень хорошей книге «Логика 3-4 года. Тестовые задания»:
Компьютерные игры для развития логики
В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры.
Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего.
Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию.
Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.
Компьютерные игры побольше, содержащие несколько постепенно усложняющихся уровней, могут потребовать установки на компьютер. Российская компания «1С» выпустила целую образовательную коллекцию «Умные игры», среди которых есть часть «Развитие логики и воображения».
При работе ребенка за компьютером очень важно соблюдать следующие правила:
- Жестко лимитировать время, проведенное за компьютером. Для ребенка 3-4 лет достаточно будет 10-15 минутного занятия.
- Контролировать правильное положение за компьютером, следить за осанкой и дыханием.
- После занятия сделать небольшую физическую разминку и разминку для глаз.
Книги с играми для развития логики
Различные сборники игр можно приобрести и в печатном варианте. Сегодня книжные магазины предлагают широкий ассортимент книг с играми для развития логики для детей разных возрастов, а также сборники графических заданий.
Вот некоторые из них:
- Л.Береславский, А.Береславская «Современные игровые методики развития интеллекта», Москва, 2010
- Л.Береславский, А.Береславская «Логика в стране азбуки», Москва, 2005
- Л.Береславский «Детство интеллекта. Система игр и упражнений», Москва, 2000
- Л.Береславский «Азбука логики. Как помочь ребенку учиться легко и с удовольствием», Москва, 2001
- И.Топоркова, С.Щербинина, С.Гаврина «Большая книга развития логики для детей 3-6 лет», Академия Развития, 2009
- А.Уорд «Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация», Центрполиграф, 2012
Как видно, логические игры сами по себе очень разнообразны и задействуют различные виды мышления.
Их, несомненно, следует использовать для детей 3-4 лет с целью развития интеллекта и логики, так как такое развитие возможно лишь в процессе практики и постоянной тренировки уже знакомых логических приемов.
Также логические игры включают в себя элементы для развития речи, воображения, мелкой моторики, памяти, а комплексный подход в развитии ребенка гарантирует формирование многосторонней развитой личности.
Источник: http://ProfyMama.com/razvivalochka/logika/razvivaem-detej-3-4-let.html
Игры для детей 3-4 лет — познавательные, занимательные и не только!
Развивающие игры 3-4 года
Буквально все интересно 3-4-х летнему карапузу. Он готов рисовать, лепить, собирать конструкторы и пазлы, учить стишки и песенки.
Систематизировать досуг ребенка и направить возрастные особенности в нужное русло помогут родителям игры для развития детей 3-4 лет.
Они эффективно обучают кроху, развивают интеллект, кругозор, память, совершенствуют речевой аппарат, вырабатывают усидчивость, способность концентрировать внимание.
Логопедические игры для детей 3-4 лет
Словарный запас трехлетки насчитывает более 1500 слов, ребенок хорошо запоминает стишки и песенки, постоянно задает вопросы. Проблемы могут возникать с произношением некоторых звуков, с окончаниями и предлогами, грамотным составлением рассказов.
Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков считается несовершенство артикуляционного аппарата, который включает гортань, язык, губы, челюсти. На устранение таких недочетов направлена артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет.
Придать занятиям игровой окрас можно с помощью наглядных картинок.
Расширяют словарный запас ребятишек, развивают наблюдательность, учат обобщать, находить предметы по их описанию, классифицировать, видеть несоответствие игры для детей 3-4 лет в слова. Среди интересных и занимательных можно выделить следующие:
- «Скажи какой?». В коробку кладутся разные предметы, ребенок поочередно достает их, и называет признаки.
- «Кто, что умеет?». Крохе называют предмет, животное, человека (профессию), а он должен ответь, что тот умеет делать.
- «Лишний». Для забавы подготавливаются разные по цвету геометрические фигуры. Задание может быть различным, например, малыш, должен определить, что красный квадрат определенно лишний среди фигур зеленого цвета.
Познавательные игры для детей 3-4 лет
Всестороннее развитие малыша подразумевает его знакомство с природными явлениями, процессами и изменениями, которые происходят вокруг него. Особенно важно в этом возрасте научить ребенка замечать и восхищаться разнообразием форм и буйством красок природы.
Для дальнейшего изучения и правильного восприятия дошкольник должен знать основные сенсорные эталоны – это системы мер веса, величины, длины, направления, фактур, звука, запаха, цвета и геометрических фигур.
Донести и закрепить этот фундаментальный материал, можно используя сенсорные игры для детей 3-4 лет:
- «Разложи по цвету». Для игровых действий необходимо подготовить предметы и фигуры различных цветов. Задание малыша заключается в их сортировке по цвету.
- «Что в сумочке?». В небольшой мешочек нужно поместить предметы, отличающиеся по форме и размеру, разные на ощупь. Ребенок, закрыв глаза, должен попытаться определить, что именно попалось ему в руки.
В дошкольном возрасте пока рано посвящать малыша в проблемы экологического характера, но прививать ему любовь к природе, учить ухаживать за ней, формировать чувство ответственности и сострадания – самое время.
Чтобы крохе было легче принять себя, как единое целое с окружающим миром, он должен: хорошо ориентироваться во времени, знать причины и следствия природных явлений.
Увеличить багаж знаний дошкольника в этом направлении помогут экологические игры для детей 3-4 лет:
-
- «Угадай, что съел». В игре задействуется вкусовой анализатор, закрепляются понятия фрукты-овощи, что где растет. Предварительно на мелкие кусочки нарезаются фрукты или овощи, затем ребенку закрывают глаза и дают пробовать, кроха должен угадать, что съел.
- «Кто, где живет?». Вариаций этой забавы множество – можно использовать лабиринты, по которым малыш должен привести животного в его обитель, можно – планшет с вращающейся стрелкой посередине. Цель игровых действий сводится к закреплению материала о местах проживания различных зверюшек.
Интеллектуальные игры для детей 3-4 лет
Умение логически мыслить, анализировать, считать – высшее превосходство человека. Оно заложено генетически, но требует развития. С ранних лет с ребенком нужно заниматься в данном направлении. Математические игры для детей 3-4 лет знакомят малышей с основами счета, цифрами, понятием больше-меньше:
- «Накрываем на стол». Игра позволяет совместить два дела сразу – помочь маме на кухне и научиться считать. Ребенок может приготовить необходимое количество столовых приборов, принести две морковки, три яблока – задания можно придумывать на ходу.
- «Сложи квадрат». Десять разноцветных квадратов из картона – каждый разрезают в произвольном порядке. Малыш должен восстановить и сосчитать из скольки кусочков состоит каждая фигура.
Логические игры для детей 3-4 лет побуждают ребенка находить решения поставленных задач, сравнивать, сопоставлять:
- «Листопад». Для этой игры для детей 3-4 лет понадобятся листья деревьев, можно взять кленовые, дубовые, березовые. На бумаге обводится их контур. Кроха должен угадать, где какой листочек изображен, не прикладывая последний к рисунку.
- «Поваренок». Забава, не требующая затрат и специальной подготовки. На полу раскладываются все имеющиеся в доме кастрюли, рядом на кучу кладутся крышки. Дошкольник должен подобрать недостающую деталь каждой емкости, учитывая цвет и размер.
- «Исправь ошибку». Используя заранее приготовленные «неправильные» картинки, малыша просят разобраться, что на них не так. Например, синий медвежонок клюет зернышки, ребенок, должен подметить, что у медведей окрас другого цвета, и зернами этот зверь не лакомиться.
Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет
Оживляя кукол, животных, проигрывая жизненные ситуации детки учатся взаимодействовать в коллективе, находить решения поставленных задач, выражают свое настроение и интересы.
Воздействуя на эту сферу деятельности ребенка взрослые могут разглядеть и исправить допущенные в воспитании чада ошибки, привить общепринятые нормы поведения, сформировать правильные привычки и отношение к окружающим.
Ролевые игры для детей 3-4 лет направляют развитие маленькой личности в нужное русло:
- «Дочки-матери». Вневременной сюжет – крошкам-принцессам всегда хочется примерить роль взрослой мамочки, которая ухаживает за своим малышом, кормит, водит на прогулку, укладывает спать.
- «Праздник». Игры для детей 3-4 лет, посвященные праздничной тематике нравятся мальчикам и девочкам. Карапузы с удовольствием готовят подарки именинникам, помогают накрыть на стол, затем принимаются за главное лакомство.
- «Строительство дома». Сюжет, позволяющий расширить кругозор ребенка знаниями о строительной технике и профессиях. Малышки задействуются в процессе создания красивого интерьера и домашнего уюта, мальчишки — примеряют роли главы семейства.
Тренируя ручки малыши развивают мышцы, мелкую моторику, память, внимание, положительно сказываются такие упражнения на речи. Пальчиковые игры (3-4 года) представляют собой инсценировки рифмованных историй, сказок, где главными героями выступают пальчики. Последние выполняют незамысловатые движения: сгибаются, разгибаются, соединяются между собой, следуя сюжету.
Настольные игры для детей 3-4 лет
Счастье и радость дарит ребенку времяпровождение со взрослыми. Для совместного досуга отлично подходят настольные игры для 3-4 лет:
- «Ходилки». Вариаций такой забавы множество, но суть одна, каждый игрок подбрасывает кубик, и в соответствии с выпавшим значением, шагает к цели.
- «Джанга». Из серии тех игр для детей 3-4 лет, которые интересны всем членам семьи. Правила очень просты – из деревянных брусочков строится башня, каждый ее уровень состоит из трех составляющих, этажи укладываются перпендикулярно друг к другу. Это подготовительный этап, после которого начинаются игровые действия. Они заключаются в следующем: игроки за один ход вытаскивают по одному брусочку из нижних уровней и выкладывают его поверх верхнего (с него брусочки вытягивать нельзя). Так продолжается, пока башня не упадет.
Музыкальные игры для детей 3-4 лет
Полезные и увлекательные занятия для малышей могут быть разноплановыми. Особенно нравятся ребятишкам игры для детей под музыку.
С их помощью крошки учатся контролировать свои движения и чувствовать заданный ритм. Забавы предполагают соревновательный элемент, поэтому больше подходят для больших групп деток.
Дома с ребенком можно просто помузицировать и познакомить его с музыкальными инструментами:
- «Дождик». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести посредством кубиков звук дождя, но уточняет, что тот будет то сильным, то маленьким. Малыш должен уловить темп и высоту звучания.
- «На каком инструменте играет кукла?». Родители готовят музыкальные инструменты на них будет играть кукла — называют каждый, воспроизводят звук. Затем игрушка прячется и поочередно играет – ребенок угадывает на каком инструменте.
Источник: https://womanadvice.ru/igry-dlya-detey-3-4-let-poznavatelnye-zanimatelnye-i-ne-tolko
Игры на развитие мышления для детей 3-4 лет в детском саду
Игра «Кто где спит».
Цели: развивать умственные способности, представления об основных геометрических фигурах; закреплять название цвета; формировать действия подбора по образцу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки, разбитые на секторы (в каждом секторе геометрическая фигура).
Описание: дети вспоминают названия знакомых фигур- человечков. Педагог раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными, например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.
Игра «Бесконечная классификация».
Цель: развивать навыки классификации, внимание, память.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.
Описание: выложить все карточки. Предложить ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее животных разделить на диких и домашних.
Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов.
Можно классифицировать животных по признакам: пушистый — гладкошерстный, хищник — травоядный, плавает — не плавает, прыгает — не прыгает и т. д.
Игра «Во саду ли, в огороде…».
Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).
Описание: предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи — в огороде, ягоды и грибы — в лесу, фрукты — в саду.
Игра «Что положим в холодильник?».
Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.
Описание: рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги.
Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится.
«Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду — перед посудным шкафом».
Игра «Найди картинку».
Цель: развивать память, внимание.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки одинакового формата с различными изображениями.
Описание: показать ребенку картинку. Он должен внимательно рассмотреть ее. Предложить ребенку отвернуться и выложить все картинки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложить найти картинку, которую он уже видел.
Игра «Загадай картинку».
Цель: развивать внимание, слуховое восприятие, речь.
Описание: выложить несколько картинок с разными изображениями. Для первых занятий стоит выбрать рисунок с одиночным предметом. Предложить ребенку выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую.
Задать ребенку вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т. д.».
Предложить поменяться ролями: педагог загадывает картинку, а ребенок задает вопросы.
Игра «Что я делаю?».
Цель: развивать внимание, воображение.
Описание: предложить ребенку поиграть в интересную игру: педагог имитирует определенные действия, а ребенок должен угадать, что под этим подразумевается.
Например: педагог складывает пальцы так, будто держит карандаш и водит рукой по воображаемой бумаге. Ребенок должен догадаться, что «рисует» или «пишет» педагог.
Следует показывать простые, доступные пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из чашки, кидать мяч и т. п.). Затем поменяться ролями.
Игра «Кто это делает».
Цель: развивать речь, наблюдательность, логическое мышление.
Описание: предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (Врач.)
Игра «У кого это есть».
Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.
Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.
Игра «Дает корова…».
Цель: развивать внимание, память.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).
- Описание: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица — яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова — молоко (творог, сметана, кефир); коза — пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.
Игра «Узкое — широкое».
Цели: познакомить с понятиями «узкое — широкое»; развивать навыки сопоставления.
Игровой материал и наглядные пособия: два мяча разного размера.
Описание: предложить ребенку прокатить мячи по дорожке, огороженной кубиками. Сделать две полосы — одна для маленького мяча, другая — для большого. Прокатить маленький мяч по широкой дорожке, затем попробовать прокатить большой мяч по узкой.
Побудить ребенка объяснить, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в активный словарь ребенка понятия «узкая — широкая». Экспериментировать: провести по дорожкам игрушки разного размера.
В конце игры обобщить: широкая дорожка — для больших игрушек, узкая — для маленьких.
Игра «Сравнение величин».
Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.
Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.
После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим — широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.
Игра «Как же их отличить?».
Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.
Игровой материал и наглядные пособия: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).
Описание: рассказать ребенку, что фигурки — пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье.
Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы — самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать.
Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое — меньше. Раздать куклам их десерт.
Игра «Подбери елку».
Цель: развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше — ниже», речь.
Игровой материал и наглядные пособия: елки (вырезанные из бумаги) разного размера.
Описание: нарисовать домик. Рассказать ребенку про мальчика, который живет в этом доме. Рядом с домом изобразить сугробы. Пояснить, что скоро будет Новый год. А значит, обязательно нужна елочка: «Помоги подобрать такую елочку, чтобы она уместилась в домике».
Елочки разместить на другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, показать ему, как можно сравнить размер елочки и домика, приложив к нему дерево. Прикладывая елочки, комментировать: «Нет, эта елочка нам не подойдет, она выше домика, она туда не поместится.
А эта елочка — слишком маленькая, она ниже домика».
Игра «Разве так бывает?».
Цель: помочь изучить категорию «выше — ниже».
Описание: нарисовать многоэтажный дом, рядом — деревенский дом такого же размера. Поинтересоваться у ребенка, возможно ли, чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Выяснить, почему этого не может быть (много этажей — один этаж), значит, многоэтажный дом выше, а деревенский — ниже.
Игра «Чем они похожи?».
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Описание: показать ребенку два предмета, попросить его рассказать о том, что в этих предметах общего, затем — чем они отличаются. Например: «Рассмотри мяч и кубик одного цвета».
Общее: оба предмета являются игрушками, оба — одного цвета. Отличия: мяч — круглый, кубик — квадратный, мяч — большой, кубик — маленький.
Усложняя игру, показать ребенку предметы с менее выраженными различиями, например: две машинки одного цвета, но с разными колесами, формой кузова и т. д.
Игра «Товарный поезд».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).
Описание: предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории.
Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.
Игра «Угадай, о чем я говорю».
Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.
Описание: предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д.
Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета».
Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.
Игра «Что бывает…».
Цель: развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.
Описание: педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.
Игра «Что на что похоже».
Цель: развивать навык сравнения.
Описание: предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.
Игра «Покажи дорожку».
Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление.
Описание: нарисовать в разных местах небольшие изображения животных и в отдалении от них — то, что эти животные употребляют в пищу. Например, если на листе нарисован заяц, значит, должна быть морковка или капуста, медведь — бочонок с надписью «Мед», мышь — сыр и т. п.
Предложить ребенку провести линии, которые покажут зверю, где лежит его любимая пища. Играть можно в соответствии с темами: «Люди — одежда», «Звери — жилище», «Дерево — лист» и т. п.
Для усложнения задания нарисовать посредине листа несколько деревьев или цветов, объяснив ребенку, что тропинка должна их обойти.
Источник: https://alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/igry-na-razvitie-myshlenija-dlja-detei-3-4-let-v-detskom-sadu.html