Дошкольники в отличие от детей школьного возраста и взрослых запоминают информацию механически. Увиденное, услышанное или тактильно ощутимое, а также знания о предметах сохраняются в памяти без применения специальных приемов запоминания или логического осмысления информации. Так происходит до тех пор, пока родители или педагоги не научат малыша управлять своей памятью. Если процесс развития основных психических функций прошел правильно, то ребенку будет намного проще во взрослой жизни.
Память – это сложный механизм, который отражает прошлый опыт. Он основа на 3 процессах – запоминание, сохранение, воспроизведение. Запоминание – это процесс образования и закрепления в нервных клетках головного мозга информации, которая передается в виде нервных импульсов по отросткам клеток друг другу.
Мало кто задумывался над тем, что существует несколько видов памяти. Обычно у человека какой-то вид более развит, чем другие, и это нормально явление. Память бывает произвольной и непроизвольной. У дошкольников преобладает второй вид. Это значит, что дети 4 – 6 лет запоминают информацию механически, без каких-либо усилий. Произвольная память характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель запомнить определенную информацию. Этот вид памяти более развит у школьников и взрослых людей. В зависимости от психической активности выделяют следующие виды памяти:
• Зрительная. Если ребенок быстро запоминает лица людей, которых он видел 1 раз в жизни, то у него преобладает образная память. Или, например, малыш запомнил какой-нибудь запах или образ до самых мелких деталей, то это тоже свидетельствует о зрительной памяти. Ею могут обладать дошкольники и дети старшего возраста.
• Словесная. Если ребенок легко запоминает простые стишки и может пересказать сказку, то он обладает словесно-логическим типом запоминания. Такой кроха может запомнить разговор практически слово в слово.
• Двигательная. Если малыш быстро запоминает движения танца, который он увидел 1 раз, или прекрасно вышивает, то он обладает развитой двигательной памятью.
• Эмоциональная. Дети с этим видом памяти хорошо запоминают информацию, которая вызвала у него определенные эмоции.
Кроме того, существует вкусовая, осязательная, обонятельная память. Однако эти виды являются дополнительными, а не основными.
Во время занятий следует учитывать особенности развития памяти детей разного возраста. На запоминание влияют разные факторы, например, возраст. Чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Это связано с тем, что школьник лучше применяет технику применения памяти, чем дошкольник.
У ребенка со слабой памятью появляются проблемы с усвоением школьного материала, он может нарушать дисциплину, а это грозит тем, что у него могут появиться проблемы с успеваемостью. Нарушения памяти приводят к тому, что ребенка считают ленивым или плохо мотивированным. Проблемы с образной памятью проявляются тем, что он плохо запоминает последовательность слов, медленно приобретает навыки чтения. Чтобы оценить зрительную или слуховую кратковременную память, ребенок должен воспроизвести только что полученную информацию. Для оценки долговременной памяти проверяют объем активного словарного запаса и умение воспроизводить общие сведения.
У детей от рождения о 1 года формирует моторная память, которая выражается первыми условными рефлексами. В этом возрасте кроха запоминает движения, которые он выполняет. Лучше всего запоминаются действия, которые сопровождались определенным результатом и получили эмоциональное подкрепление.
То есть ребенок запоминает информацию независимо от желания и волевого усилия. Он запоминает материал, выполняя определенное действие.
Малыш может запомнить что-то увлекательное, интересное, на что он обратил внимание в процессе деятельности.
Родители должны запомнить, что чем меньше ребенок, тем тяжелее ему что-нибудь запомнить. Это связано с тем, что его мозг устроен по-другому: он запоминает только ту информацию, которая ему нравится. Поэтому постарайтесь заинтересовать малыша. Начинать тренировать память можно после того, как ребенок произнес свои первые слова:
• Запоминать важную информацию. Ребенок должен выучить имена близких, адрес проживания, дни рождения мамы, папы, бабушки и т. д. Чтобы закрепить знания, периодически спрашивайте у малыша эти данные.
Также можно разгадывать загадки, головоломки, ребусы.
Очень эффективны игры на развитие памяти:
• Найди игрушку (10 месяцев – 1.5 года). На глазах ребенка кладут игрушку под 1 из 2 пеленок. Малыш должен вспомнить под какой пеленкой она находится. Если он угадает, не забудьте его похвалить.
• Прятки (8 – 10 месяцев). Самый простой вариант – набросьте на лицо пленку и спросите: «Где мама?» Потом откройте лицо или дайте крохе самостоятельно стянуть платок.
Для детей старше года можно усложнить задачу – спрячьтесь на несколько секунд за кресло или спинку дивана. Ничего страшного, если кроха не сможет вас сразу найти, зато он поймет, что мама никуда не делась.
Со временем он поймет суть игры.
• Чего не стало (2 года). Поставьте на стол несколько предметов. Пусть ребенок посмотрит на них 2 минуты, а потом отвернется. Тогда взрослый прячет 1 предмет, а малыш должен вспомнить, какого из них не стало.
Постепенно задание можно усложнить, убрав 2 и более предмета. Существует другой вариант этой игры – взрослый расставляет игрушки в определенном порядке, а кроха должен его запомнить.
Затем мама или папа нарушают этот порядок, а малыш должен вернуть предмет на место.
• Ящик. Развитие памяти детей 4 – 5 лет можно проводить с помощью этой простой игры. Ящик состоит из маленьких коробочек, которые ставятся попарно, а потом склеиваются. Их количество постепенно увеличивается (для старших дошколят – 12 штук). В одну из на глазах малыша взрослый прячет предмет, а потом ящик закрывают на некоторое время. Ребенок должен найти предмет.
Эти простые упражнения для развития памяти рекомендуется проводить ежедневно по 10 минут. Так кроха не устанет от процесса и каждый день будет тренировать мозг. Развитие памяти у детей дошкольного возраста обязательно должно происходить в форме игры. Так процесс пройдет легче и не будет вызывать проблем и трудностей.
Родителям старших дошкольников нужно позаботиться о развитии долговременной памяти, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого применяют следующие упражнения: • Сравнение нескольких предметов, нахождение схожих и отличительных особенностей. В качестве учебного материала можно использовать картинки или таблицы. • Ассоциации. Это приятный и простой способ развития памяти детей 6-7 лет. Начинайте играть в ассоциации со слов, позже переходите к словосочетаниям и предложениям. • Пересказ увиденного, услышанного, прочитанного. Ребенок с энтузиазмом перескажет вам сюжет любимого мультфильма или интересной сказки. Не забывайте расспрашивать кроху, что он делал сегодня в детском саду. Поначалу задавайте побольше наводящих вопросов, а позже кроха сам будет делиться впечатлениями после пережитого дня. В 1 классе многие родители сталкиваются с тем, что из-за плохой памяти ребенок отстает от своих сверстников. Чтобы этого не случилось, нужно регулярно с ним заниматься. Развитие памяти у детей младшего школьного возраста можно проводить с помощью следующих упражнений:
• Таблица Шульте. Это таблица с цифрами, буквами, изображениями, которые школьник должен запомнить, а потом воспроизвести.
Для развития зрительной памяти у детей 3 – 6 лет можно использовать игру под названием «Найди сам». Для этого склейте 3 – 4 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получилось 2 башни.
Сначала в 1 из коробков кладут мелкий предмет, например, пуговицу, а кроха должен сказать, в какую башню и какое отделение положили предмет. Потом в разные отделения одной башни прячут 2 предмета. На третьем этапе предметы кладут в разные башни, а малыш вспоминает, что где лежит.
Таким образом ребенок выполняет 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
Для развития двигательной памяти используют игру «Делай, как я». Сначала взрослый встает за спиной малыша и делает несколько движений его телом (поднимает руки, ноги, разводит их в стороны и т. д.
), а потом малыш должен повторить эти действия. Потом взрослый показывает ему несколько движений, а он повторяет их.
Как видите, развитие памяти – это важнейший этап общего развития. Важно начинать занятия уже с раннего детства. Достаточно 10 – 15 минут в день, чтобы ваш малыш полноценно развивался. Если у родителей не хватает времени на регулярные занятия с ребенком, то на помощь придут курсы по развитию памяти для детей. Опытные педагоги подберут упражнения в соответствии с возрастом и психическими особенностями ребенка. После регулярных упражнений ваш ребенок будет демонстрировать хорошие результаты в учебе и взрослой жизни.
Источник: https://birth-info.ru/1112/parenting-Razvitie-pamyati-u-detey/
Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.
Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:
Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.
Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.
Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:
По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:
Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:
Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.
Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.
Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст.
Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию.
Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.
Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода.
Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее.
Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.
Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят.
Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной.
Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.
Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия.
Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей.
Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.
После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.
Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.
Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.
Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:
Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.
Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.
Главные принципы:
Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.
Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.
Наиболее эффективны следующие упражнения:
Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.
Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.
Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.
Самые эффективные игры:
Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.
Методики развития памяти у детей разного возраста Ссылка на основную публикацию
Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-pamyati-u-detej
Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации…
Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.
Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает прошлое с настоящим и будущим. Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.
Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.
Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие видов памяти согласно классификации П.П. Блонского.
Повтори движение.
Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.
Нарисуй и запомни.
Приготовьте листок бумаги, простой карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить.
Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал.
Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.
Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.
Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию. Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции.
Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:
Для развития словесно — логической памяти в первую очередь следует уделить внимание правильному произношению слов родителями. Несмотря на возраст ребенка, не стоит разговаривать, упрощая и искажая произношение слова.
Приготовьте 10 пар слов. Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка. Инструкция: «Я произнесу тебе несколько пар слов.
Постарайся запомнить каждую пару, какое слово с каким вместе. Когда ты запомнишь все пары слов, я буду говорить первое слово, а ты называть второе слово из пары». Уточните, все ли верно понял ребенок. Интервал между каждой парой слов 5 секунд.
Многие исследователи в свою очередь делят образную память на:
«Вспомни, как звучит».
Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество. Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.
«Вспомни, как пахнет».
Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.
«Угадай, что в мешочке».
Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.
«Вспомни, какое на вкус».
Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте. Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.
Таким образом, для гармоничного развития ребенка необходимо не только усовершенствовать его физически и интеллектуально, но и уделить внимание формированию психических функций на разных возрастных этапах.
Источник: https://econet.ru/articles/168047-prostye-uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-u-detey
Память дошкольника можно и нужно развивать. Для этой цели с успехом применяются специальные упражнения, рекомендации, игры.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса.
Занимаясь с детьми и уделяя внимание развитию памяти, вы учите малыша запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.
Особенности дошкольного возраста (пять — шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.
Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе.
Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает особенности возраста малышей, то в следующие годы ребенок будет вынужден огромную часть информации воспринимать на слух. Поэтому родителям нужно уделить особое внимание развитию слуховой памяти и внимания малыша.
Рабочая программа, развивающая память дошкольников, учит ребенка произвольному запоминанию. Для усвоения малышом большего объема информации упражнения рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме.
Чтобы развивать память дошкольнику нужно уметь создавать образы, рассказывать, сочинять, пересказывать и заучивать. В обучении и тренировке памяти следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал. Помощниками в непринужденной учебе станут упражнения и игры для развития памяти и внимания.
Нужно учитывать особенности дошкольного возраста: неусидчивость, отсутствие устойчивого внимания, сложность слухового восприятия информации.
Специалисты дают рекомендации родителям о необходимости развивать у дошкольника следующие виды памяти:
Все виды памяти взаимосвязаны и помогают друг другу в ходе обучения и роста личности. Рабочая программа родителей по развитию памяти дошкольника должна учитывать особенности возраста и включать в себя упражнения и игры, помогающие улучшению памяти ребенка. Важно развивать внимание и усидчивость, чтобы добиться эффективного запоминания.
Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.
Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.
Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.
Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.
Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.
Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.
Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.
У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.
Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.
Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.
Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника. Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.
Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.
Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.
Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.
Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов.
Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты.
По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.
Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.
Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.
Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.
Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.
Источник: http://yourspeech.ru/training/memory/razvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.
В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре.
Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
Возраст: 5 лет и старше
1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.
Цель: развитие слуховой механической памяти
Возраст: с 4 лет и старше
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.
Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.
Возраст: с 5 лет.
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 4: нарисуй апельсин
Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.
Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?
Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.
Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.
Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
Цель: развитие зрительной памяти.
Возраст: с 4лет.
На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Возраст: с 5 лет.
1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.
2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Возраст: с 4 лет.
Для этой игры надо заранее заготовить картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими
Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.
Возраст: с 3 лет
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Цель: развитие слухового запоминания
Возраст: с 5 лет.
Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки
Цель: развитие зрительной памяти
Возраст: с 3лет.
Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 5 лет.
Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!
Цель: развитие слуховой памяти.
Возраст: с 4 лет.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.
Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет.
Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.
1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.
2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет.
Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Цель: развитие слуховой памяти.
Возраст: с 4 лет.
№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.
№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту — ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.
Цель: развитие двигательной памяти.
Возраст: с 4 лет.
Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.
Возраст: с 3 лет.
Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена.
Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами.
Количество гостей постепенно увеличивается.
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет.
Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина.
Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.
Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.
Цель: развитие смыслового запоминания
Возраст: с 5 лет.
Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 4 лет.
Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/21/kartoteka-igr-napravlennykh-na-razvitie-pamyati-u-doshkolnikov
Современная стоматология невозможна без высокотехнологичного оборудования, которое играет ключевую роль в диагностике, лечении и профилактике…
Запойное состояние – это опасная форма алкогольной зависимости, при которой человек длительное время не может…
Стоматологические инструменты – это неотъемлемая часть работы любого специалиста в области стоматологии. От их качества,…
Наркотическая зависимость – сложное явление, которое часто связывают с психологическими проблемами, неблагоприятной средой или наследственными…
Наркотическая зависимость – это сложное явление, которое чаще всего связывают с психологическими проблемами, неблагоприятной средой…
Доказательная медицина (evidence-based medicine, EBM) — это подход к лечению, основанный на научных исследованиях, клинических…