Categories: Развитие

Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

ГлавнаяПедиатрия и неонатологияВрач-педиатр рассказывает о том, что такое церебрастенический синдром

Церебрастенический синдром или ЦАС – это симптомокомплекс, сочетающий в себе астению и другие психические и неврологические нарушения, которые развиваются из-за органического поражения головного мозга.

В переводе с латинского «церебрастенический синдром» означает «cerebrum – мозг» и «astheneia – бессилие, слабость», т.е. дословно – бессилие мозга. Синонимом этого симптомокомплекса является —  церебральная астения, астения, церебрастения, астенический синдром.

Данный симптомокомплекс может встречаться как у детей, так и у взрослых, но чаще возникает и определяется в детском возрасте. Основная группа риска – это новорождённые. Потому что предпосылки для возникновения церебрастенического синдрома возникают ещё внутриутробно.

Частота встречаемости церебрастенического синдрома у детей составляет 3%.

Так как у детей с церебрастенией нарушены адаптационно-приспособительные механизмы, синдром чаще выявляется в периоды стресса – при оформлении в детский садик, школу.

Настороженно необходимо относиться к церебрастеническому синдрому в педиатрии. Так как при лёгких формах церебрастении дети испытывают трудности в учёбе, не внимательно слушают родителей и учителей, балуются, капризничают, но, к сожалению, все эти симптомы они могут «списать» на избалованность ребёнка. И будут ждать, когда их малыш повзрослеет.

Детям с церебрастенией необходимо не только соответствующее лечение, очень важную роль играет образ жизни, отношение и понимание родных, учителей и воспитателей. Поэтому необходимо вовремя диагностировать церебрастенический синдром у детей и информировать родителей о признаках этого заболевания.

Содержание
  1. Причины церебрастении у детей
  2. Возникающие во время вынашивания ребёнка
  3. Возникающие как осложнение родов
  4. Возникающие как последствие перенесённой нейроинфекции
  5. Возникающие как последствие черепно-мозговой травмы
  6. Наличие соматических заболеваний
  7. Возникающие после действия стрессовых факторов
  8. Симптомы церебрастенического синдрома
  9. Формы церебрастенического синдрома у детей
  10. Диагностика церебрастенического синдрома
  11. Осложнения и последствия церебрастенического синдрома
  12. Лечение церебрастенического синдрома
  13. Прогноз и профилактика церебрастении
  14. Заключение
  15. Статья по психологии на тему «Рекомендации родителям с детьми с церебрастенический и психо – органический синдром.»
  16. Церебрастенический синдром (ЦАС) у детей и взрослых: причины, признаки, как лечить
  17. Причины церебральной астении
  18. Проявления церебральной астении
  19. Церебрастенический синдром у детей
  20. Лечение церебральной астении
  21. Церебрастенический синдром у детей: симптомы и лечение, профилактика заболевания, советы родителям
  22. Причины
  23. Симптомы
  24. Что делать, если ребенку поставлен диагноз
  25. Лечение
  26. Прогнозы и профилактика заболевания
  27. Церебрастенический синдром: симптомы и лечение церебрастении
  28. По характеру проявления симптомов заболевания выделяют:
  29. В зависимости от причины возникновения болезни классифицируют:
  30. К основным симптомам церебральной астении можно отнести:
  31. Как вести себя при подозрении на патологию
  32. При лечении ЦАС возможно назначение:
  33. Берут ли в армию при церебрастеническом синдроме?
  34. Что такое церебрастения и почему она возникает

Причины церебрастении у детей

Причины церебрастенического синдрома можно разделить на несколько групп.

Возникающие во время вынашивания ребёнка

Возникающие как осложнение родов

  • Асфиксия малыша;
  • недоношенность ребёнка;
  • травмирование в интранатальном периоде;
  • кровопотеря.

Возникающие как последствие перенесённой нейроинфекции

  • энцефалит;
  • менингит;
  • миелит;
  • полиомиелит.

Возникающие как последствие черепно-мозговой травмы

  • сотрясение головного мозга;
  • ушиб головного мозга;
  • травма головного мозга;
  • травма головы.

Определяется у 80 – 90% детей, перенесших ЧМТ. Последствия травмы чаще всего появляются не сразу, а через несколько лет после травмирования. Очевидно, в детском возрасте травмы головы более опасны, чем во взрослом.

Наличие соматических заболеваний

  • патологиях сердечно-сосудистой системы;
  • гиповолемия (уменьшается объём крови);
  • гипоксемия (снижается количество кислорода в кровяном русле).

Могут возникать при шоковых состояниях, болезнях почек, артериальной гипертензии и т.д.

Возникающие после действия стрессовых факторов

  • в эмоциональном напряжении;
  • в эмоциональном потрясении;
  • в пубертатном периоде;
  • в частой смене климатических поясов;
  • в нарушении режима сна и бодрствования.

Могут возникать как осложнение оперативного вмешательства.

Симптомы церебрастенического синдрома

Симптомы церебрастенического синдрома для детей и взрослых:

  • ухудшение памяти;
  • задержка речевого развития;
  • задержка интеллектуального развития;
  • задержка физического развития;
  • ночной энурез;
  • капризность;
  • нарушение концентрации внимания;
  • слезливость;
  • обидчивость;
  • нарушение сна;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • быстрая утомляемость после психических и физических нагрузок;
  • эмоциональная лабильность;
  • снижение или повышение аппетита;
  • метеозависимость;
  • агрессивность;
  • быстрое укачивание в транспорте, на качелях, аттракционах и т.д.;
  • непереносимость шума;
  • непереносимость яркого освещения;
  • повышенное потоотделение;
  • нарушение адаптационно-приспособительных реакций.

Груднички с церебрастеническим синдромом длительно и тревожно плачут, беспокойно спят, часто срыгивают.

Формы церебрастенического синдрома у детей

Выделяют 2 формы церебрастении:

  1. Астеногипердинамическая, характеризующаяся повышенной возбудимостью, агрессивностью, неуправляемостью, нервозностью, эмоциональной лабильностью, чрезмерной активностью детей.
  2. Астеноадинамическая, проявляющаяся следующими синдромами: безразличием, вялостью, слабостью, слезливостью, снижением аппетита, заторможенностью, низким интересом к играм и учёбе. Над такими детьми часто насмехаются в школе.

Диагностика церебрастенического синдрома

Диагностика церебрастении основывается на клинических, физикальных, инструментальных и лабораторных методах. Большое количество исследований необходимо из-за неспецифичности данного симптомокомплекса для исключения таких патологических состояний, как: иммунологических, гематологических, инфекционных и т.д.

Методы исследования:

  • клинический метод заключается в тщательном опросе, сборе анамнеза и катамнеза. Его применяет терапевт (для взрослых) или педиатр (для детей), невролог, психиатр;
  • физикальный метод осуществляется педиатром у детей и терапевтом у взрослых. Он заключается в осмотре при наличии со стороны работы внутренних органов. Слушает, пальпирует и перкутирует лёгкие, сердце, желудочно-кишечный тракт. Неврологом оценивается симметрия, адекватность и сформированность рефлекторной деятельности. Ими также определяется задержка интеллектуального, физического и речевого развития;
  • психодиагностический метод. Психиатром оцениваются когнитивные функции – внимание, память, мышление;
  • инструментальный метод. Проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ), ультразвуковая диагностика головы и шеи (УЗДГ). При церебрастеническом синдроме оценивают сосудистую неполноценность, несбалансированную работу нервных импульсов и т.д.;
  • лабораторный метод заключается в назначении общего анализа крови (ОАК) и биохимического. Данное исследование проводится чтобы исключить анемию, сахарный диабет, инфекционные и другие болезни, которые могут иметь подобную симптоматику.

Осложнения и последствия церебрастенического синдрома

При своевременном выявлении церебрастенического синдрома и назначении адекватного лечения, симптомы этого заболевания улучшаются, но позднее выявление грозит следующими осложнениями:

  • в детском возрасте характерна задержка в развитии, которая сложно компенсируется. Поэтому зачастую такие дети посещают специализированные детские сады, школы;
  • склонность к возникновению психических отклонений, например, депрессивных, ипохондриальных, неврозоподобных, тревожных и панических расстройств. Изменения со стороны психики влекут за собой нарушения работы других органов и систем: желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и мочевыделительной системы. У таких детей чаще возникают инфекционные заболевания;
  • нарушение личностного формирования ребёнка. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, любви, исключении стрессовых и эмоциональных ситуаций;
  • склонность к асоциальному поведению в будущем (алкоголь, наркотики, суицид).

Лечение церебрастенического синдрома

Лечение данного синдрома должно проводиться только на основании результатов исследования. После этого врач подбирает индивидуальную стратегию и схему медикаментозного лечения. Обязательный пункт лечения для детей и взрослых – это полноценное и правильное питание.

При травматическом церебрастеническом синдроме необходим только комплексный подход. Методы лечения таких больных подбираются индивидуально, но необходимо помнить о возрастных особенностях, выраженности симптомов.

Методы лечения церебрастении:

  • медикаментозное лечение. Назначение препаратов, улучшающих реологию крови и метаболизм в головном мозге, а также для снятия нервного напряжения и нормализации бодрствования и сна. Показано назначение ноотропных и антиангиальных препаратов, витаминов группы В, аминокислот (Метионина, Лецитина, Глутамина, Глицина);
  • физиотерапевтические процедуры. Улучшение кровоснабжения и нервно-мышечного расслабления достигают с помощью массажа и бальнеотерапии. Повышение проницаемости сосудов, стимуляцию кровообращения, обменных процессов осуществляют при помощи УВЧ, светотерапии;
  • психокоррекция. Необходимы занятия с психологом, психотерапевтом для детей старше четырёх лет. С её помощью развиваются познавательные функции, восстанавливается эмоциональная уравновешенность;
  • народная медицина. При правильном использовании настоев и отваров из лекарственных растений можно достичь успокаивающего и восстановительного действия.

Не занимайтесь самолечением. Лечение должен назначить врач!

Прогноз и профилактика церебрастении

Если правильно оказана медицинская и психолого-педагогическая помощь, прогноз церебрастенического синдрома благоприятный. Симптоматика становится менее выраженной и исчезает к подростковому возрасту.

При планировании ребёнка необходимо тщательное обследование женщины и лечение выявленных заболеваний.

Чтобы предупредить синдромы церебрастении и её обострений, необходимо внимательно наблюдать за общим состоянием малыша: на ранних сроках определить причину утомляемости, слабости, сонливости или же гиперактивности, плохой успеваемости в школе и т.д. Необходимо соблюдать режим сна и бодрствования.

Необходимо уменьшить количество стрессовых ситуаций для малыша. Необходимо внимание и проявление любви к ребёнку (объятия, похвала, поддержка и т.д.).

Сократить время пребывания за компьютером и телевизором, т.к. они чрезмерно возбуждают нервную систему.

Заключение

Церебрастенический синдром требует правильного и комплексного лечения. При своевременно принятых мерах и правильном лечении пациентов возможно восстановление эмоционального фона, умственных способностей, памяти. Большая часть из них приспосабливается жить в социуме, к обучению в школе, к работе.

Поэтому будьте внимательны в отношении своего ребёнка. Не «списывайте» всё на избалованность!

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

(7

Источник: https://UstamiVrachey.ru/pediatriya/tserebrastenicheskij-sindrom

Статья по психологии на тему «Рекомендации родителям с детьми с церебрастенический и психо – органический синдром.»

Инфоурок › Школьному психологу ›Статьи›Статья по психологии на тему «Рекомендации родителям с детьми с церебрастенический и психо – органический синдром.»

Церебрастенический и психо – органический синдром.

Родители ребенка должны всячески поддерживать его, помогать, ободрять при успехах, но не стоит ругать малыша при неудачах. Важно создать у ребенка веру в собственные силы и положительный результат от любого вида деятельности. Особая группа пациентов – школьники.

Они очень ранимы, плохо воспринимают неудачи, в то время как учитель может «записать» такого ученика в ряды двоечников и лоботрясов.

Неуспеваемость по всем предметам должна настораживать родителей уже в начальных классах, поскольку своевременное лечение и специальная программа обучения могут помочь правильному развитию в дальнейшем.

В целях профилактики ухудшений самочувствия и возврата негативных симптомов пациентам рекомендуется больше отдыхать, избегать стрессов и эмоциональных переживаний, гулять в тихих спокойных местах. Очень важна помощь и поддержка близких, которые могут создать условия для хорошего настроения.

Приемы коррекционной работы:

  • Сочетать задачи по развитию зрительного восприятия и ориентировке в пространстве с упражнениями двигательного характера, не допуская перегрузок длительного характера как на зрение, так и на интеллект
  • Предупреждать утомление, давая отдых
  • Упражнять память, используя предметно-практические формы
  • Развитие мелкой моторики сочетать с развитием целенаправленных умственных усилий на достижение результата (пальчиковую гимнастику — оречевлять)
  • Элементы психотерапии.

Курс повышения квалификации

Песочная терапия в работе с детьми

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/statya-po-psihologii-na-temu-rekomendacii-roditelyam-s-detmi-s-cerebrastenicheskiy-i-psiho-organicheskiy-sindrom-3098200.html

Церебрастенический синдром (ЦАС) у детей и взрослых: причины, признаки, как лечить

Церебрастенический синдром (ЦАС, церебрастения) представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий разнообразные психоэмоциональные отклонения, нарушения в поведении, сниженные умственную трудоспособность и способность к обучению. Пациенты с церебрастеническим синдромом обычно наблюдаются у невролога.

Среди больных с диагнозом ЦАС преобладают дети. Это не случайно, ведь детский мозг очень подвержен неблагоприятным воздействиям не только в первые годы жизни, но и на этапе формирования нервной системы во время внутриутробного развития.

В основе церебральной астении лежит органическое поражение головного мозга, а проявления его могут быть настолько разнообразны, что не всегда точный диагноз ставится вовремя. Взрослые списывают его проявления на усталость, возраст, перенесенные в прошлом травмы или инфекции, не придавая должного внимания прогрессированию патологии.

Особой настороженности заслуживает это состояние в педиатрии. Дети, страдающие легкими формами церебрастенического синдрома, испытывают трудности с обучением, непослушны, капризны, но родители могут не придавать большого значения этим симптомам в надежде, что ребенок все «перерастет».

При церебрастении больные нуждаются не только в соответствующем лечении, но и особом образе жизни, отношении близких и друзей, понимании со стороны педагогов. В этой связи своевременная диагностика ЦАС и информирование родственников об особенностях патологии приобретают большой смысл.

Причины церебральной астении

Причиной церебрастенического синдрома выступают состояния, которые приводят к структурным (органическим) изменениям в мозговой ткани. Среди них наибольшее значение имеют:

  • Внутриутробная гипоксия плода на фоне патологического течения беременности и родов, внутриутробного инфицирования;
  • Родовые травмы с асфиксией новорожденного;
  • Недоношенность;
  • Прием беременной некоторых лекарств;
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит);
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Хирургические операции, особенно, у детей;
  • Атеросклероз.

Основным фактором риска развития ЦАС считают патологию беременности и родов, когда очень хрупкая и чувствительная нервная ткань мозга подвергается действию гипоксии. Недостаток кислорода вызывает не только нарушение созревания структур мозга, но и повреждения отдельных его элементов. Не случайно церебральная астения чаще всего диагностируется у малышей и детей школьного возраста.

Черепно-мозговые травмы, особенно ушибы мозга, не проходят бесследно. Их последствия в виде церебральной астении могут проявиться даже спустя несколько лет. Для детей травмы несомненно более опасны, чем для взрослых людей, но высокие компенсаторные возможности нервной ткани позволяют не только предупредить, но и эффективно лечить все проявления астении.

Особый фактор риска – хирургическая операция, во время которой мозг испытывает гипоксию и нарушение трофики. Усугубляют ситуацию гипотония, послеоперационные кровотечения, нарушения электролитного обмена. Не последнюю роль играет и необходимость проведения общего наркоза, препараты для которого могут оказывать негативное влияние на головной мозг.

При воздействии перечисленных выше факторов повреждаются нейроны, нарушаются связи между ними, затрудняется передача нервных импульсов, поэтому пациенты испытывают трудности прежде всего при умственной деятельности. У детей признаки церебральной астении становятся очень заметны при посещении детских коллективов – садов, начальной школы.

Проявления церебральной астении

Типичным проявлением ЦАС считают так называемую «раздражительную слабость», когда снижение функциональной активности мозга сочетается с раздражительностью и другими психоэмоциональными сдвигами.

На начальных этапах признаки ЦАС сводятся к повышенной утомляемости, некоторой апатии, сонливости, желанию чаще отдыхать, поэтому легко могут быть приняты взрослым больным за переутомление или результат частых стрессов. На фоне постоянного чувства усталости присоединяется раздражительность, которая истощает больного и заставляет обращаться за помощью.

По мере прогрессирования мозговой дисфункции среди симптомов появляются:

  • Снижение памяти, способности концентрировать внимание;
  • Сниженная способность к обучению;
  • Сильная утомляемость даже при незначительной умственной или физической активности;
  • Расстройства сна – бессонница или, наоборот, сонливость;
  • Головные боли, тошнота;
  • Метеочувствительность, плохая переносимость жары;
  • Рассеянность, неусидчивость у детей;
  • Эмоциональная нестабильность.

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей проявляется нарушением в общем развитии, в интеллектуальной сфере и поведении.

При ЦАС вследствие внутриутробной гипоксии и патологии родов признаки поражения мозга заметны уже после рождения: малыш беспокоен, плохо спит, отстает в развитии, возможно нарушение аппетита.

По мере роста присоединяются другие изменения – нарушается умственное развитие, происходит дезадаптация в коллективе.

Стоит отметить, что изначально интеллект у такого ребенка может быть достаточным, но в силу неспособности сконцентрироваться на обучении, невозможности запомнить даже небольшой объем информации маленькие пациенты нередко отстают в развитии от сверстников.

Дети с ЦАС отвлекаются, неусидчивы, могут заниматься одним делом около 15-20 минут, после чего чувствуют сильную усталость. Быстрая утомляемость может быть причиной того, что ребенку невозможно будет длительно находиться в коллективе сверстников, «выседеть» весь урок. При обучении больные делают ошибки при письме, путают и пропускают буквы, плохо воспроизводят прочитанное.

Наряду с быстрой интеллектуальной истощаемостью, при церебральной астении всегда присутствует психический компонент. Больные склонны к немотивированной агрессии, вспышкам гнева, раздражительны, при этом страдают сниженной критикой к происходящему и себе. Дети мучаются различными страхами, энурезом, могут испытывать чувство постоянного беспокойства, вероятны неврозы и заикание.

Возможно наличие вегегативной симптоматики в виде нарушения деятельности пищеварительной системы, потливости, колебаний артериального давления. Поездка в транспорте или необходимость нахождения в душном или жарком помещении становятся настоящей пыткой, а на любое изменение погоды ребенок реагирует обострением симптоматики и ухудшением самочувствия.

При церебральной астении дети очень чувствительны к окружающим условиям. Так, они остро реагируют на яркий свет, громкие звуки, различный шум, поэтому родители должны быть осведомлены о таких проявлениях патологии, чтобы создать максимально комфортные условия для ребенка.

При черепно-мозговых травмах или инфекционной природе церебральной астении, признаки патологии появляются не сразу, а постепенно, после перенесенного причинного заболевания. Это требует постоянного динамического наблюдения за растущим ребенком.

Церебрастенический синдром у взрослых чаще всего появляется после перенесенных травм или воспалительных процессов головного мозга. Возможны его признаки после инсультов – кровоизлияний и инфарктов мозга, на фоне выраженного атеросклероза, приводящего к сильной гипоксии. В последнем случае обычно преобладает диагноз дисциркуляторной дистонии.

Проявления ЦАС у взрослых сводятся к когнитивным нарушениям. Больной не в состоянии заниматься привычными видами деятельности, требующими концентрации внимания, плохо запоминает и воспроизводит простейшую информацию.

Даже чтение книг может вызвать трудности и быструю утомляемость. Церебральной астении сопутствует постоянное чувство усталости, желание отдохнуть, поспать. Уже к обеду пациент очень утомлен и не в состоянии работать.

Снижение интеллектуальных способностей сопровождается апатией, раздражительностью, частыми сменами настроения. Нередки вегетативные расстройства в виде колебаний давления, потливости, плохой переносимости высоких температур, духоты, яркого света и шума. Больные испытывают головные боли, возможна бессонница.

Посттравматический ЦАС имеет некоторые особенности. Так, пациенты после черепно-мозговой травмы более склонны к поведенческим реакциям, выражающимся в агрессии, немотивированных поступках, повышенной возбудимости. Они очень сильно реагируют на внешние раздражители – яркий свет, громкий звук.

После перенесенной травмы пациент долго помнит пережитые им страдания, склонен к постоянной тревоге и беспричинному беспокойству, нарушениям сна и переживаниям.

Признаки церебральной астении могут возникнуть не сразу, а через несколько недель или месяцев после травмы, поэтому весь период выздоровления больной должен находиться под наблюдением.

Большое значение имеет помощь и внимание со стороны родных и близких, которые могут сделать адаптацию к привычной жизни более комфортной.

По течению церебрастенические расстройства могут быть явными или скрытыми. Скрытый ЦАС представляет собой более опасный вариант.

При явной форме все его симптомы хорошо выражены, поэтому такой пациент не остается без внимания специалистов, в то время как скрытое течение патологии нередко приводит к поздней диагностике, а больной длительное время пытается бороться с недугом самостоятельно, принимая его за стресс и переутомление.

Лечение церебральной астении

Перед началом терапии пациент с подозрением на церебральную астению проходит детальное обследование, включающее оценку жалоб и симптомов, проведение МРТ, КТ головного мозга, УЗИ сосудов, электроэнцефалографию и т. д., в зависимости от причин заболевания.

Лечение ЦАС должно быть комплексным, включающим и медикаментозную коррекцию имеющихся расстройств, и соответствующий образ жизни, и психологическую поддержку не только специалиста, но и родных.

Медикаментозная терапия направлена на улучшение функции головного мозга и состоит в назначении ноотропных, сосудистых препаратов, витаминов и микроэлементов:

  • Фезам, ноотропил, ницерголин, препараты, содержащие экстракт Гинкго билоба улучшают кровообращение в мозге, нормализуют обменные процессы, способствуя восстановлению памяти, улучшению общего эмоционального фона;
  • Антидепрессанты и успокоительные средства – показаны при апатии, склонности к депрессии, выраженной раздражительности;
  • Витаминные комплексы, содержащие витамины группы В, микроэлементы (магний, кальций) – улучшают трофику и ускоряют восстановление после перенесенной гипоксии;
  • При бессоннице показаны снотворные препараты.

Для любителей народной медицины тоже есть средства, помогающие снять некоторые симптомы. Так, не лишними будут настои из травы мелиссы, валерианы, пустырника. Эти травы обладают хорошим успокоительным эффектом и безопасны для большинства взрослых пациентов, а при желании их дать детям лучше все же проконсультироваться у врача.

Популярностью пользуются физиотерапевтические процедуры, позволяющие больному расслабиться, снять нервное перенапряжение. Возможен массаж, иглорефлексотерапия. Снизить возбудимость хорошо помогают все виды водных процедур – ванны с минералами, плавание, душ-массаж и т. д.

В комплексной терапии ЦАС есть место и лечебной физкультуре. Упражнения позволяют пациенту отвлечься от переживаний и тягостных мыслей, улучшают кровообращение, повышают общий тонус. Возможны как групповые, так и индивидуальные занятия. Важно, чтобы упражнения не вызывали переутомление и сильную усталость, поскольку пациент может вновь почувствовать слабость и впасть в апатию.

Больным церебральной астенией нужно соблюдать режим, больше гулять на свежем воздухе, избегать переутомлений и сильных нагрузок, постепенно увеличивая их объем по мере выздоровления. Лучше исключить поездки в транспорте, громкие звуки и яркий свет.

Дети, страдающие церебральной астенией, должны наблюдаться у невролога и проходить медикаментозное лечение. Во всех случаях, когда нарушена адаптация в коллективе или обучение в школе, требуется помощь психолога и специальная коррекционная программа обучения. Возможно, такого ребенка направят в специализированное учебное заведение, где работают подготовленные специалисты.

Родители ребенка, страдающего ЦАС, должны всячески поддерживать его, помогать, ободрять при успехах, но не стоит ругать малыша при неудачах. Важно создать у ребенка веру в собственные силы и положительный результат от любого вида деятельности. Особая группа пациентов – школьники.

Они очень ранимы, плохо воспринимают неудачи, в то время как учитель может «записать» такого ученика в ряды двоечников и лоботрясов.

Неуспеваемость по всем предметам должна настораживать родителей уже в начальных классах, поскольку своевременное лечение и специальная программа обучения могут помочь правильному развитию в дальнейшем.

В целях профилактики ухудшений самочувствия и возврата негативных симптомов пациентам с ЦАС рекомендуется больше отдыхать, избегать стрессов и эмоциональных переживаний, гулять в тихих спокойных местах.

Очень важна помощь и поддержка близких, которые могут создать условия для хорошего настроения.

Нет ограничений по приему витаминов и микроэлементов, а в случае возврата беспокойства больной сам может принять успокоительные препараты, которые ему уже выписал врач.

Когда юноша, страдающий церебральной астенией, заканчивает школу, у родителей возникает закономерный вопрос: что будет со службой в армии.

По-хорошему армия и ЦАС – вещи несовместимые, так как изменение режима, строгие рамки, риск травмирования головы, большие физические нагрузки могут значительно усугубить состояние.

Вопрос отстранения от службы в армии решает комиссия врачей и всегда – в пользу больного.

Прогноз при ЦАС в целом неплохой. Своевременно принятые меры и постоянное наблюдение позволяют восстановить эмоциональный фон, умственные способности, память. Большинство пациентов адаптируются к жизни в социуме, возвращаются к работе, обучаются в школе.

Перейти в раздел:

  • Заболевания мозга и сосудов головы
  • Рекомендации читателям СосудИнфо дают профессиональные медики с высшим образованием и опытом профильной работы.
  • На ваш вопрос ответит один из ведущих авторов сайта.

В данный момент на вопросы отвечает: А. Олеся Валерьевна, к.м.н., преподаватель медицинского вуза

Источник: https://sosudinfo.ru/golova-i-mozg/cerebrastenicheskij-sindrom/

Церебрастенический синдром у детей: симптомы и лечение, профилактика заболевания, советы родителям

Ребёнок устаёт при занятиях в школе

Вследствие патологических процессов мозг ребенка с трудом справляется с ежедневными несложными задачами. Когда церебрастенический синдром диагностируется у маленьких детей, он чаще всего связан со сложностями, возникшими во время его внутриутробного развития.

Если мать во время беременности принимала токсические препараты, болела серьезным инфекционным недугом или имели место различные патологии течения беременности и плод испытывал гипоксию, мозг младенца может быть поражен.

Однако данная патология не всегда выявляется в раннем возрасте, как правило, она обнаруживается и у детей младшего школьного возраста. Посещая детский сад, ребенок получает информацию в игровой форме и очень дозированно, поэтому, даже при наличии церебрастенического синдрома, он ее хорошо усваивает.

Внимание! Начальная школа – это очень большая нагрузка на ребенка – большой поток информации, новые знакомые, непривычная обстановка — адаптация и здорового ребенка проходит сложно, а для ребенка с церебрастеническим синдромом этот период может стать просто адом.

Причины



Как уже было сказано, причины обсуждаемого синдрома могут крыться в патологиях внутриутробного развития или же повреждения происходят при сложных родах (травмы, асфиксия).

Кроме того, причинами церебрастенического синдрома у детей могут быть следующие патологии:

  • Нейроинфекция – при полиомиелитах, энцефалитах, миелитах, менингитах. В этом случае астения является симптомом, и длительное время сохраняется уже после того, как основной недуг вылечен.
  • Черепно-мозговые травмы — выраженность симптомов зависит от сложности и давности полученной травмы.
  • Соматические патологии — чаще всего патология наблюдается при заболеваниях сердца и сосудов, проблемах с почками, шоковыми состояниями, а также при уменьшении объема крови или при снижении содержания кислорода в крови.
  • Стресс — дать толчок для развития патологии может внезапная нагрузка на организм, если ребенок длительное время находится в состоянии эмоционального напряжения, у него возрастной физиологический криз или произошла резкая смена часовых поясов, вполне возможно развитие данного синдрома.

Симптомы

Клиническая картина патологии различается в зависимости от возраста ребенка. Малыши грудного возраста отказываются от еды, становятся неспокойными, часто отстают в развитии от своих сверстников.

Дети младшего возраста могут быть раздражительными, и иметь беспричинные фобии. Школьники и подростки с трудом справляются со школьной программой и порой не в состоянии выучить даже несложный материал.

Симптомы схожи с астенией, точный диагноз может поставить только врач.

Внимание! Часто можно наблюдать пропуск букв в письме или замена их местами.

Прочие симптомы церебрастенического синдрома у детей:

  • невнимательность;
  • невозможность сосредоточиться;
  • плаксивость;
  • плохой сон;
  • судороги;
  • расстройство пищеварения.

Существует две формы детского церебрастенического синдрома – гипердинамическая и гиподинамическая. В первом случае у ребенка часто меняется настроение, он неуправляем и склонен к агрессии. Во втором – ребенок слаб, пуглив, у него наблюдается повышенная эмоциональная чувствительность.

Что делать, если ребенку поставлен диагноз

В первую очередь родители должны определить когда и при каких обстоятельствах ребенок становится беспокойным – во время еды, при общении со сверстниками, в школе и так далее. Далее следует найти логичные объяснения каждой проблемы, и постараться донести до ребенка их решение на личном опыте или на опыте героев фильмов или мультфильмов.

Очень важно наладить режим ребенка – он должен ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, и по возможности иметь четкий график расписания дел на предстоящие пару дней.

Когда ребенок достигает поставленной цели, его обязательно нужно поощрять. Каждый ребенок нуждается во внимании и любви родителей, а дети с церебрастеническим синдромом нуждаются в этом ещё больше.

Задача родителей помочь ребенку адаптироваться и предотвратить его желание изолироваться. В тяжелых случаях ребенку может потребоваться специализированная школа, где он будет чувствовать себе более спокойно.

Лечение

Таблетки — не выход. Для начала нужно определить причину.

При лечении церебрастенического синдрома у детей может потребоваться прием медикаментозных средств, которые направлены на устранение гипоксии и улучшение функционирования головного мозга.

Это могут быть:

  • ноотропные препараты – Аминолон, Пирацетам;
  • спазмолитики для ликвидации сосудистого спазма – Кавинтон, Дибазол;
  • адаптагены, которые повышают устойчивость к стрессам – экстракты жень-шеня, эхинацеи, алоэ.

Также назначаются физиотерапевтические процедуры – массаж, иглорефлексотерапия, ванны с минералами, леченая физкультура.

Прогнозы и профилактика заболевания

При грамотной психолого-педагогической поддержке и помощи, прогноз недуга благоприятный. К подростковому периоду клинические проявления становятся реже, и постепенно сходят на нет.

В качестве профилактики церебрастенического синдрома нужно внимательно следить за здоровьем и поведением ребенка. При выявлении головных болей, чрезмерной утомляемости, беспричинной сонливости или других симптомах, сразу же выяснять причины.

Очень важно создать в семье доброжелательную и спокойную обстановку, наладить режим дня, обеспечивать прогулки на свежем воздухе.

Источник: https://psihiatr.me/nevroticheskie-rasstrojstva/nevrozy/astenicheskij-sindrom-nevrasteniya/tserebraastenicheskij-sindrom-y-detei.html

Церебрастенический синдром: симптомы и лечение церебрастении

Все мы живем в современном мире, поэтому каждому из нас рано или поздно приходится сталкиваться с такими явлениями как: перепады настроения, быстрая утомляемость, сложности с концентрацией внимания, плохая память.

Будучи единичными, эти симптомы ни о чем не говорят, но в комплексе они могут сигнализировать о наличии такой патологии, как церебрастенический синдром.

Церебрастения в переводе с латинского, состоит из двух слов: cerebrum — головной мозг и asthenia — бессилие, т.е. дословно — бессилие головного мозга. Выделяют атеросклеротическую, посттравматическую и прочие виды заболевания.

ВАЖНО! Ввиду того, что симптомы болезни схожи с признаками респираторных вирусных инфекций, симптоматикой хронической усталости, церебрастенический синдром часто диагностируется не вовремя, что приводит к сложностям в лечении.

Органическое эмоционально-лабильное расстройство, как ещё называют церебрастению, является последствием органического поражения головного мозга, т.е. заболеванием вторичного характера. Для этого неврологического заболевания характерны нестабильность поведения, снижение трудоспособности, головные боли, проблемы с памятью и различные вегетативные нарушения.

Достаточно большой процент людей с этим диагнозом составляют дети. Это связано с тем, что детский мозг очень чувствителен к различного рода воздействиям. Поэтому церебрастенический синдром у ребёнка может возникнуть из-за сотрясения мозга, ушиба головы, испуга, стресса, нервного потрясения.

Но основным фактором риска возникновения заболевания является патология беременности и родов — гипоксия плода, когда недостаток кислорода во время внутриутробного развития в фазе формирования нервной системы вызывает повреждение структур мозга. Организм ребёнка, находящийся в процессе формирования, очень поддатливый влиянию из вне.

Поэтому лечение детской церебрастении имеет множество нюансов.

ВНИМАНИЕ! Родителям ребенка с церебральной астенией, также как и всем членам семьи, нужно постараться создать благоприятную с психо-эмоциональной стороны атмосферу в доме, внимательно относиться к психологическому состоянию малыша, акцентировать его внимание на успехах, поддерживать и подбадривать добрым словом.

У взрослого населения это заболевание может развиться на фоне перенесённых бактериальных, грибковых или вирусных инфекций головного мозга, сосудистых патологий, черепно-мозговых операций или травм.

По характеру проявления симптомов заболевания выделяют:

  1. Церебрастению адинамическую, которая характеризуется апатичностью, инертностью, дремотой и вялостью.
  2. Церебрастению гипердинамическую, которая наоборот характеризует себя проявлением активности, повышенной возбудимостью и даже проявлениями агрессии.

В зависимости от причины возникновения болезни классифицируют:

  • Церебрастению посттравматическую. Как видно из самого определения, возникает она после травмы. В клинической картине наблюдаются сбои в работе сердечно-сосудистой и эндокринных систем, бессонница, повышенная тревожность. Этот подвид заболевания проявляет себя через несколько недель после травмы.
  • Церебрастению соматическую. Она возникает при поражении соматической нервной системы, которая отвечает за моторику и сенсорное восприятие. Проявляет себя нарушением передачи информации до центральной нервной системы и обратно. Из чего следует торможение в двигательных реакциях, низкая работоспособность, повышенная утомляемость.
  • Церебрастению резидуально-органического генеза, которая возникает на фоне нервного истощения после перенесённого стресса.

СПРАВКА! Протекание церебрастенического синдрома бывает, как выраженным, с яркой симптоматикой, так и скрытым. Второй вариант, конечно же, является опасным случаем, т.к.

часто при таком развитии болезнь диагностируется на поздней стадии.

К основным симптомам церебральной астении можно отнести:

  • Мигрени и головные боли другого характера;
  • Сонливость или бессонницу;
  • Метеозависимость;
  • Частые головокружения;
  • Рвотные позывы;
  • Непереносимость духоты;
  • Чрезмерную раздражительность;
  • Рассеянность;
  • Неспособность к обучению;
  • Перепады артериального давления;
  • Излишнюю потливость.

Как вести себя при подозрении на патологию

Если вы замечаете у себя несколько симптомов из этого списка, то лучше обратитесь к участковому терапевту. Он соберёт анамнез заболевания, назначит полное обследование, которое может включать ультразвуковое исследование сосудов, ЭЭГ, МРТ, КТ головного мозга и, если того потребует ситуация, направит вас к более узким специалистам для дальнейшего прохождения лечения.

Как правило, церебрастенический синдром требует комплексного лечения у терапевта, психотерапевта и невролога, которое будет включать в себя медикаментозную терапию, психологическую поддержку и изменение образа жизни в целом. Медикаментозные препараты будут подбираться с упором на улучшение функционирования головного мозга, стимуляцию обменных процессов и коррекцию последствий гипоксии.

При лечении ЦАС возможно назначение:

  • Сосудистых препаратов, спазмалитиков, при приеме которых улучшается мозговое кровообращение — билобил, кавинтон, дибазол.
  • Ноотропных препаратов, которые стимулируют мозговую деятельность — аминолон, пирацетам.
  • Витаминов и микроэлементов, которые помогают мозгу восстановиться после гипоксии — витаминные комплексы с содержанием витамина B, такие как Витрум, Мультивит, Витабаланс.
  • Препараты повышающие устойчивость к стрессам — настойки эхинацеи, женьшеня, алоэ.

Комплексы физиотерапевтических процедур, назначаемые при лечении, включают в себя:

  • Различные виды массажа — нормализует кровообращение, снимает болевой синдром.
  • Обертывания лечебными грязями — активируют обменные процессы организма, оказывают успокоительное действие.
  • УВЧ — увеличивает проницаемость кровеносных сосудов, что способствует лучшему проникновению медикаментозных препаратов.
  • Иглорефлексотерапию — снимает нервное напряжение и боль, налаживает кровообращение, дает общий успокаивающий эффект.

СПРАВКА!

Берут ли в армию при церебрастеническом синдроме?

Наличие у молодого человека такого заболевания предполагает ограничение физических нагрузок, снижение рисков травм головы и сотрясений головного мозга, а также делает невозможным переход на армейский режим. Поэтому в специальной комиссии военкомата обычно принимается решение о невозможности прохождения службы в армейских рядах человеку с таким заболеванием.

Что касается профилактики церебральной астении, рекомендации следующие:

  • Соблюдение распорядка дня;
  • Избегать переутомления и стресса;
  • Увеличить количество времени проведённого на свежем воздухе;
  • Больше времени посвящать отдыху;
  • Сбалансированный и полезный рацион питания;
  • Почаще испытывать позитивные эмоции;
  • Здоровый сон, не менее 7 часов в сутки.

Прогноз лечения в целом благоприятен, но не стоит забывать, что при несвоевременном лечении или его отсутствии, болезнь может перерасти в серьёзную психическую патологию.

Здоровье — важнейший аспект нашей жизни! Поэтому при возникновении признаков заболевания обязательно обратитесь за квалифицированной медицинской помощью.

Ведь только правильно подобранное лечение и время может являться гарантом благоприятного исхода!

Что такое церебрастения и почему она возникает

Церебрастения – это не заболевание, а специфическое состояние, возникающее тогда, когда поврежденная прежде нервная система и организм человека не справляются с нагрузкой.

Синдром объединяет группу симптомов, возникающих при нарушении функционирования головного мозга.

Это состояние чаще встречается в детском возрасте из-за незрелости нервной системы, внутриутробного поражения ЦНС, перенесенной травмы или инфекционного заболевания.

У взрослых церебрастенический синдром развивается при постоянном воздействии негативных факторов на нервную систему или организм, которые до этого подвергались воздействию повреждающих факторов.

Вызвать развитие патологии у взрослых могут следующие факторы:

  • травмы головного мозга;
  • инфекционные заболевания;
  • токсические поражения;
  • сосудистые заболевания головного мозга;
  • другие соматические заболевания.

В патогенезе развития церебрастенического синдрома основная роль принадлежит гипоксии головного мозга.

Под воздействием травмы, токсического отравления или спазма сосудов клетки головного мозга повреждаются, часть из них гибнет, замедляется образование и передача нервных импульсов, мозг человека «слабеет» и не может полноценно выполнять свои функции – запоминать, анализировать и выдавать информацию.

Источник: https://healthage.ru/poleznye-sovety/lechenie-boleznej/cerebrastenicheskij-sindrom-simptomy-i-lechenie-cerebrastenii/

admin

врач высшей категории, стаж работы в учреждении 15 лет

Recent Posts

Лечение солевой наркомании: Важные аспекты

Солевая наркомания — это зависимость от соли, особенно в её синтетической форме, такой как "соли…

6 дней ago

Что такое система All-on-4?

Что такое система All-on-4? Система All-on-4 — инновационная методика несъемного протезирования, которая применяется для восстановления…

2 недели ago

Направления Деятельности Многопрофильных Медицинских Клиник

Многопрофильные медицинские клиники становятся все более популярными в современном мире, так как они предлагают широкий…

2 недели ago

Особенности Предоставления Наркологической Помощи в Разных Странах

Введение Проблема наркомании и алкоголизма актуальна во всем мире, и каждая страна ищет собственные способы…

2 недели ago

Запой: Происхождение и Развитие Явления

Введение Запой — это состояние, характеризующееся длительным употреблением алкоголя, в течение которого человек теряет контроль…

3 недели ago

Становимся здоровыми с помощью тайского массажа

Тайский массаж, одна из древнейших методик оздоровления, не только помогает расслабить тело, но и оказывает…

1 месяц ago