Аутизм: симптомы, причины, развитие  и лечение аутизма у детей, помощь больным аутизмом

Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма.

Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями.

«Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.

Следует отличать детей, действительно болеющих аутизмом, от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.

Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.

Содержание
  1. Что такое детский аутизм?
  2. Причины детского аутизма
  3. Ранний детский аутизм
  4. Лечение детского аутизма
  5. Прогноз
  6. Аутизм у детей: признаки и симптомы детского аутизма
  7. Особенности детского аутизма
  8. Как диагностируется детский аутизм?
  9. Интеллект при детском аутизме
  10. Симптомы и признаки аутизма у детей
  11. Признаки аутизма у новорожденных и детей до года
  12. Признаки аутизма у детей 2–3 лет
  13. Симптомы аутизма у детей 4–5 лет
  14. Коррекция и лечение аутизма у ребенка
  15. Аутизм у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика аутизма | Здоровье детей
  16. Виды детского аутизма
  17. Видео аутизм у детей
  18. Симптомы аутизма у ребенка
  19. Причины возникновения аутизма у ребенка
  20. Лечение аутизма у детей
  21. Признаки аутизма. Лечится ли аутизм у детей? Как воспитать ребенка, больного аутизмом?
  22. Формы и степени аутизма у детей
  23. Как распознать аутизм у ребенка? Поведение ребенка с аутизмом
  24. Признаки аутизма
  25. Видео: Аутизм. Один день другой жизни
  26. Симптомы аутизма у детей до 3-х лет
  27. Видео: Аутизм. Проявления
  28. Диагностика аутизма у детей
  29. Особенности развития детей с аутизмом
  30. Обучение и воспитание ребенка с аутизмом
  31. Аутизм в подростковом возрасте
  32. Реабилитация детей с аутизмом. Лечится ли детский аутизм?
  33. Как воспитать ребенка, больного аутизмом: советы и отзывы
  34. Видео: Аутизм у детей. Комаровский

Что такое детский аутизм?

Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.

Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.

Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.

Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде агрессии, криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:

  • Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
  1. Задержка развития личности.
  2. Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
  3. Страх изменений в окружающей среде.
  4. Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
  5. Эхолалия.
  6. Дефицит речи и ее использования.
  7. Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
  8. Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
  9. Стереотипные игры с неигровыми предметами.
  • Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
  1. Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
  2. Отрешенность.
  3. Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
  4. Жевание заменяется сосанием.
  5. Эпилептические приступы в трети случаев.
  6. Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
  7. Наступают периоды возвращения способности к обучению.
  • Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие социального взаимодействия.
  2. Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
  • Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие логики в поведении.
  2. Импульсивность.
  3. Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
  4. Коммуникативный дефицит.
  5. Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
  6. Пустой взгляд.
  7. Речевые навыки не нарушены.
  8. Движения неритмичные и стереотипные.

перейти наверх

Причины детского аутизма

Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:

  • Аффективная среда и слабость инстинктов.
  • Расстройство восприятия и блокада информации.
  • Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
  • Ретикулярная формация ствола мозга.
  • Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
  • Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
  • Расстройство парного функционирования обоих полушарий.

Провоцирующими аутизм факторами являются:

  1. Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
  2. Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
  3. Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
  4. Прививки.
  5. Психические болезни, например, эпилепсия.
  6. Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
  7. Эмоциональная холодность родителей.
  8. Ртутное отравление.
  9. Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
  10. Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
  11. Злоупотребление антибиотиками.

перейти наверх

Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия.

В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает.

Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.

Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.

Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:

  • Проявление характеристик в 2-3 года.
  • Отсутствие улыбки в ответ.
  • Игнорирование и отторжение объятий.
  • Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
  • Отсутствие контакта глазами с собеседником.
  • Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
  • Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
  • Задержка или полное отсутствие речи.
  • Склонность к уединению.
  • Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
  • Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
  • Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
  • Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
  • Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
  • Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
  • Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
  • Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
  • Судорожные припадки в 25% случаев.

перейти наверх

Ранний детский аутизм

Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.

Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:

  1. Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
  2. Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
  3. Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
  4. Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
  5. Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
  6. Отсутствие контакта глаза в глаза.

Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.

Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:

  1. Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
  2. Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
  3. Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
  4. Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.

Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается.

Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха.

Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.

перейти наверх

Лечение детского аутизма

Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:

  1. Семейная терапия.
  2. Исправление поведения.
  3. Медико-психолого-педагогическая коррекция.

Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:

  • Амитриптилин – психотропное средство.
  • Витамин В6.
  • Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
  • Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
  • Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.

Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:

  1. Строгий распорядок дня.
  2. Прививание жизненно необходимых навыков.
  3. Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
  4. Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
  5. Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
  6. Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
  7. Избегание переутомления.
  8. Отсутствие спешки в обучении ребенка.

перейти наверх

Прогноз

Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр.

Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение.

Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.

Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.

Источник: http://PsyMedCare.ru/detskiy-autizm

Аутизм у детей: признаки и симптомы детского аутизма

Особенности детского аутизма

Несмотря на то, что число детей с диагностированным аутизмом увеличивается с каждым годом, причины развития расстройства аутистического спектра (РАС) не выявлены до сих пор. Единственный факт, на котором сходятся современные исследователи, состоит в том, что аутизм провоцирует не какая-либо отдельная причина, а целый комплекс различных факторов.

Возможные причины аутизма у детей, признанные на сегодняшний день, таковы:

  • поздний возраст родителей (или одного родителя – особенно отца);
  • расстройства аутистического спектра в семейном анамнезе;
  • рождение ребенка в многодетной семье (7–8 и более детей) одним из последних. При этом результаты некоторых исследований также подтверждают и высокий риск рождения первенца-аутиста;
  • некоторые заболевания матери в период вынашивания плода: краснуха, ветряная оспа, корь, цитомегаловирус, ожирение и др. Также одним из факторов риска считается агрессивное химическое воздействие на организм мамы во время беременности – особенно препаратами талидомидом и вальпроатом.

Кроме того, к предполагаемым факторам, способным спровоцировать РАС у малыша, относятся и такие, как:

  • наличие детского церебрального паралича (ДЦП);
  • генетические аномалии (особенно среди генов, отвечающих за синаптические связи), синдромы Ангельмана и ломкой Х-хромосомы;
  • нарушения обмена веществ, гормональные сбои;
  • инфекции вирусной или бактериальной природы;
  • отравление антибиотиками или ртутью (в том числе при детской вакцинации);
  • органическое поражение центральной нервной системы в результате энцефалита, неправильного развития некоторых отделов мозга и др.
  • травмы, полученные в процессе родов;
  • черепно-мозговые травмы (ЧМТ);
  • врожденная «хрупкость» эмоций.

Первые признаки аутизма у детей могут проявиться как до достижения ребенком возраста 2 лет (ранний детский аутизм – РДА), так и в период 2–11 лет (детский) либо 11–18 лет (подростковый).

Симптоматика состояния различается в зависимости от возраста – это касается не только стабильных признаков, но и изменяющихся в процессе взросления.

Признаки аутизма у подростков проявляются сильнее, чем в раннем возрасте, и лечение, как правило, занимает более длительное время.

Как диагностируется детский аутизм?

Сам по себе аутизм считается неизлечимым состоянием, однако чем раньше будет поставлен диагноз и начата профессиональная работа с малышом – тем выше шансы научить его полноценному общению с другими людьми и полноправной жизни в социуме, значительно снизив проявление характерных симптомов.

Корректная диагностика – достаточно сложная задача, поскольку в данном процессе необходимо отличить аутизм от множества других возможных отклонений развития, включая генетические болезни, олигофрению, шизофрению и т. д.

В идеале ранний детский аутизм должен диагностироваться медицинской комиссией, в состав которой, помимо педиатра, входят и другие специалисты – психолог, психиатр, невролог, логопед. Также право войти в комиссию имеют родители и учителя ребенка, располагающие максимумом информации о нем.

В рамках диагностирования задействуются максимально эффективные методы, включающие в себя разнообразные тесты уровней развития и интеллекта, опросники, специальные игры. Может быть использован известный скрининговый тест М-СНАТ, успешно применяющийся более чем в 25 странах для выявления РАД и РАС у детей различных возрастов.

У детей 4 лет и более взрослых хорошо зарекомендовали себя и прочие скрининговые тесты, в группу которых входят:

  • тест на AQ (коэффициент аутизма, по аналогии с IQ, коэффициентом интеллекта) – шкала индекса аутистического спектра. Этот тест разработан клиническим психологом С. Бароном-Коганом и состоит из 50 вопросов, ответы на которые могут даваться в одном из четырех предложенных вариантов. Если по результатам теста уровень AQ превышает 32 единицы – можно предположить высокую вероятность наличия аутизма;
  • тесты на когнитивные особенности, оценивающие специфические свойства мышления. При их помощи выявляется уровень возможности реагировать на чужие эмоции и мысли, а также способность к контролю собственного поведения;
  • тесты для выявления сопутствующих расстройств – например, алекситимии – состояния, связанного с трудностями при понимании собственных эмоций и настроения (алекситимия наблюдается у большинства аутистов – до 85%).

В качестве обследований, помогающих уточнить диагноз, врачебной комиссией могут быть рекомендованы:

  • при наличии неврогенетических расстройств – генотипирование и консультация врача-генетика;
  • при расстройствах пищеварения – консультация гастроэнтеролога;
  • ЭЭГ, МРТ или КТ мозга.

Согласно новейшим исследованиям специалистов из Вашингтонского университета, предрасположенность к аутизму с высокой степенью вероятности может быть выявлена в самом раннем возрасте на основании трех параметров: объем головного мозга, толщина его наружного слоя (коры) и площадь коры. У детей с врожденной предрасположенностью к РАС наблюдается слишком быстрый рост мозга. Поэтому, если перечисленные параметры меняются с повышенной скоростью, то в будущем у ребенка, вероятно, появится и аутистическая симптоматика.

Об официальном диагнозе «ранний детский аутизм» можно говорить при наличии трех обязательных факторов:

  1. явный дефицит социального взаимодействия;
  2. повторяющееся либо ограниченное поведение, ритуалы;
  3. нарушенная коммуникация с окружающими людьми.

Выраженность симптомов может очень широко варьироваться в каждом отдельном случае, а также изменяться с возрастом. Достаточно часто участковые педиатры игнорируют опасения родителей необычных малышей, успокаивая их тем, что ребенок «перерастет» все эти «милые странности».

В результате диагноз РАС выставляется гораздо позже, чем стоило бы. Поэтому, если вы замечаете какие-либо настораживающие нюансы в поведении своего маленького сына или дочери – постарайтесь как можно быстрее обратиться к детскому психологу, не теряя драгоценного времени.

 Стоит помнить, что методики лечения аутизма дают больший эффект именно в раннем возрасте.

Интеллект при детском аутизме

Аутизм у детей отражается на уровне интеллекта по-разному – от низкого до нормального или даже высокого интеллектуального развития. Некоторое количество аутистов (0,5–10%) обладают великолепными способностями в каких-либо узких областях – музыке, живописи, науках и т. д.

Вряд ли кто-то не слышал о таких выдающихся людях с аутизмом, как Альберт Эйнштейн, Григорий Перельман, Мария Кюри, Билл Гейтс, Вольфганг Амадей Моцарт.

Разумеется, не всем «детям дождя» свойственны какие-то «сверхталанты», но во многих случаях к их сильным сторонам можно отнести следующие:

  • выраженная способность к мышлению зрительными образами;
  • обостренное чувство направления;
  • отличная долговременная память;
  • умение детально понимать различные последовательности, правила, теории;
  • гиперлексия – понимание письменного языка в очень раннем возрасте (многие аутисты обучаются читать и/или писать раньше, чем говорить);
  • художественные, математические или музыкальные способности, высокие навыки работы с компьютером, талант к конструированию.

Дети с аутизмом умеют полностью сосредотачивать свое внимание на каком-либо занятии. Одна из главных задач родителей – поиск и правильное развитие полезных навыков и талантов аутичного ребенка, вне зависимости от уровня его интеллекта.

Сегодня специалисты по изучению РАС все чаще склоняются к мнению, что аутизм не является ни психическим заболеванием, ни, тем более, однозначной интеллектуальной недостаточностью. Мозг человека в данном случае перерабатывает информацию не так, как «принято», но назвать какой-то из этих двух способов лучшим или худшим невозможно – они просто разные.

Оценка интеллекта ребенка затрудняется, если он не идет на контакт с незнакомым человеком. При этом особенно непросто оценить интеллектуальные способности маленького аутиста, когда он не обладает сформированной речью. В таких случаях специалисты работают с данными, полученными при наблюдении за ребенком, рассказами его родителей и т. д.

Результаты тестовых (психометрических) оценок интеллекта трактуются с учетом возможных искажений, связанных с затрудненным контактом. Не существует ни одного «теста на интеллект» для аутичных детей, который дал бы достоверные данные после первого же использования.

Наиболее корректная оценка возможна лишь при условии длительного наблюдения за подопечным.

В большинстве случаев самое адекватное представление об уровне интеллекта ребенка можно составить в процессе его развития, обучения и закономерного улучшения коммуникативных способностей.

Симптомы и признаки аутизма у детей

Общие признаки детского аутизма включают в себя следующие особенности:

  • ограниченное поведение — когда ребенок слишком сильно фокусируется на каком-либо предмете или видеоматериале, не замечая больше ничего вокруг себя;
  • компульсивное поведение — когда малыш стремится расположить предметы в строго определенном порядке;
  • повторяющиеся (стереотипные) бесцельные движения – раскачивание, вращение головой, бег по кругу, махание руками;
  • ритуалы – совершение повседневных действий в единственном порядке и в строго определенное время (например, ребенок требует одной и той же пищи, надевает одну и ту же одежду/обувь каким-то определенным способом и т. д.);
  • протест против любых перемен в привычном укладе жизни — малыш может начать кричать из-за переложенных в другое место игрушек, передвинутого стула и т. д.;
  • отсутствие эмоционального контакта с другими людьми, включая родителей — дети не хотят сидеть на руках, избегают зрительного контакта, не улыбаются и в целом будто не замечают людей;
  • аутоагрессия (самоповреждение), вспышки гнева, судорожный синдром, расстройство пищевого поведения, бессонница и др.

Характерная симптоматика различается в зависимости от возраста – так, у маленьких детей признаки РАС будут менее выражены и/или выглядеть иначе, чем, например, у детей 10 лет и старше.

Признаки аутизма у новорожденных и детей до года

В полной мере аутизм может проявиться далеко не сразу после рождения ребенка, а лишь к 1,5–3 годам (атипичный аутизм – после 3 лет). В некоторых случаях у новорожденных и у детей до года могут наблюдаться следующие особенности:

  • ребенок не радуется и не оживляется при виде родителей, не улыбается, видя их или красивые игрушки и т. д. (отсутствие так называемых «комплекса оживления» и «социальной улыбки»);
  • отсутствие зрительного контакта;
  • отсутствие указательного жеста;
  • повышенная или наоборот слишком низкая чувствительность к одному или нескольким видам внешних раздражителей – свет, звук, прикосновения.

Малыш с аутизмом в 7–10 месяцев может не реагировать на свое имя, не изучать предметы руками и не тянуть их в рот. Дети-аутисты, достигшие года, не пытаются подражать окружающим, никак не реагируют на слово «нельзя», не умеют находить спрятанные предметы на видном месте.

При выявлении каких-либо из перечисленных признаков следует немедленно обратиться к специалисту – ведь чем раньше будет начата коррекционная терапия, тем эффективнее малыш адаптируется к дальнейшей жизни.

Признаки аутизма у детей 2–3 лет

У детей 2 лет и далее у детей 3 лет спектр аутистических признаков расширяется, дополняясь такими особенностями:

  • другие дети не вызывают никакого интереса у малыша;
  • поведение может резко колебаться от гиперактивности до полной пассивности;
  • отсутствие связной речи;
  • непредсказуемость реакций;
  • появление стереотипных движений;
  • «деревянная» походка, обусловленная чересчур высоким мышечным тонусом, не позволяющим суставам разгибаться до конца, постоянное хождение на цыпочках.

Также в 2–3 года «ребенок дождя» уже проявляет стремление к однообразию и системности (еда определенного цвета, строгий порядок расположения игрушек и т. д.).

Кроме того, в этом возрасте аутичные детки могут начать играть исключительно с предметами, не являющимися игрушками (книга, тарелка, лист бумаги и т. д.).

Если же малыш играет с игрушкой, то сам процесс игры со стороны выглядит необычно – например, если это машинка, ребенок не катает ее по полу, а просто долго крутит рукой одно из ее колес.

Симптомы аутизма у детей 4–5 лет

У четырехлеток и у детей 5 лет аутистическая симптоматика «обрастает» новыми проявлениями:

  • появление ритуальных действий;
  • обозначение себя в разговоре не как «я», а как «он», «она», «ты», «мальчик», «девочка» (при наличии речи);
  • в некоторых случаях – нарушение координации движений;
  • самоагрессия либо агрессия, направленная на других людей: ребенок может злиться на маму, пытаться ударить ее, испортить ее вещи. Иногда через подобную агрессию аутист выражает свою привязанность.

Аутичные дети в этот период жизни не понимают необходимости морально-этических норм – для них это слишком абстрактно.

Ребенок мыслит скорее прагматично, стремясь удовлетворить собственные потребности – например, привязаться к какой-либо вещи и делать всё ради обладания ею, вплоть до истерик, а получив вещь, уже не отдавать ее никому и никогда.

Контактировать со сверстниками такие дети не хотят, предпочитая одиночество, чужих эмоций не воспринимают, часто относятся к людям как к неодушевленным предметам – например, могут ударить человека, не понимая, что ему больно и т. д.

 Есть много научных методов как научить ребенка аутиста говорить и воспринимать окружающих — и все они сводятся к тому, что чем ранее выявлены проблемы, тем проще справиться с этим и добиться адекватной социализации в дальнейшем. 

Коррекция и лечение аутизма у ребенка

Если у вашего ребенка диагностировали аутизм – вполне естественно, что ваш привычный мир с этого момента изменится.

Лечение РАС – процесс сложный, длительный и абсолютно невозможный без ежеминутного родительского участия, любви и терпения.

Поскольку на сегодняшний день детский аутизм является очень широко распространенной проблемой, на изучение его особенностей и поиск методов коррекции брошены лучшие силы мира, и прогресс в этом отношении не стоит на месте.

Методик работы с аутичными детьми существует очень много, а на первом месте среди них находится поведенческая терапия (Applied Behavior Analysis, АВА – прикладной анализ поведения), результативность которой доказана множеством профильных исследований.

Достаточно популярен и метод биомедицинской коррекции аутизма. Приверженцы этой системы считают РАС следствием сбоев функций ЖКТ и иммунной системы. В качестве терапии в данном случае выступает строгая диета.

Кроме того, в борьбе с деструктивными проявлениями аутизма незаменима помощь психологов, дефектологов, логопедов. Также очень хорошо зарекомендовали себя различные виды терапии с животными (пет-терапия).

Полноценная АВА-терапия, подкрепленная фрагментами различных методик, способна давать поистине бесценные результаты. АВА-специалист создает для малыша сильнейшую мотивацию, что в итоге приводит к снижению проявлений нежелательного поведения и повышению коммуникативных способностей.

Конечно, эта форма терапии достаточно сложна, многогранна и требует приложения серьезных усилий со стороны не только специалиста, но и родителей ребенка – а они, при желании, тоже вполне смогут освоить все секреты прикладного анализа поведения, пройдя соответствующее обучение.

Главное, что полученный эффект в большинстве случаев полностью оправдывает все затраченные усилия.

Источник: https://aba-kurs.com/autizm-u-detej/

Аутизм у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика аутизма | Здоровье детей

Аутизм у детей — это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году.

Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение.

Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.

Виды детского аутизма

Известны несколько детских расстройств, которые могут классифицироваться как разновидности аутизма:

  • Ранний инфантильный аутизм (синдром Каннера);
  • Атипичный аутизм;
  • Синдром Аспергера;
  • Кататонический синдром.

Ранний детский аутизм (РДА) обычно наблюдается в первые три года жизни ребёнка. Иногда такую форму аутизма путают с дезинтегративным расстройством, «детской деменцией», которое проявляется у малышей до 2-х лет.  Дети резко утрачивают все усвоенные до этого навыки: от социальных вместе с речью и желанием общаться до контроля мочевого пузыря и кишечника. В США это заболевание относится к расстройствам аутеистичного спектра.

Атипичный аутизм характеризуется ослаблением связи ребёнка с окружающим миром, отсутствием интереса к окружающему, нежеланием устанавливать эмоциональный и речевой контакт с людьми. Атипичная разновидность аутизма дает о себе знать у малышей старше 3-х лет; ей могут сопутствовать одни из основных симптомов — коммуникативное расстройство и эхолалия.

Синдром Аспергера проявляется в маниакальном стремлении к повторяющимся действиям, монотонности и трудности в общении с окружающими. У подростков его проявления отягощаются депрессией и постоянной тревожностью.

Психопатологический синдром, называемый кататонией, проявляется у ребёнка в виде двигательных расстройств, резкой смены различных типов поведения и обычно сопутствует аутизму.

Видео аутизм у детей

Симптомы аутизма у ребенка

Многолетние наблюдения врачей и психологов позволяют составить практически полную картину признаков детского аутизма. Сюда относят весь комплекс нарушений в поведении, которые проявляются в патологических изменениях психомоторных качеств и речевых навыков.

  1. Отсутствие социализации. У ребёнка имеются трудности в выражении эмоций, общении с другими людьми. Он может противиться поцелуям и объятиям, другим формам демонстрации привязанности.
  2. Задержка развития речи. Малыш не умеет говорить и не проявляет желания к выражению своих мыслей с помощью слов.
  3. Отсутствие навыков коммуникации — речь для общения с людьми не применяется.
  4. Эхолалия. Бездумное повторение слов и выражений за другими людьми. При этом у ребёнка наблюдается хорошая механическая память.
  5. Ребёнок не применяет местоимение «я» к самому себе, вместо него использует «ты». Это связано с трудностями самоидентификации. При обращении к крохе с просьбой «Подними руку!», аутист выполняет поручение не со своей рукой, а с рукой человека, который к нему обратился.
  6. Синдром Аспергера. Стремление к однообразию, повторяющимся играм, поглощение и увлечение внимания какой-либо одной деталью игрушки. Появление болезненного беспокойства при нарушении распорядка дня, игры.
  7. Отсутствие инстинкта самосохранения — ребёнок может не бояться высоты и не понимать, что представляет для его жизни опасность.
  8. Тяга к самоповреждению. Такая аутоагрессия проявляется в причинении своему телу физических увечий и травм.
  9. Сенсорные нарушения — непереносимость музыки, прикосновений к телу во время мытья или стрижки.

При постановке диагноза могут наблюдаться все перечисленные симптомы или только некоторые из них.

Причины возникновения аутизма у ребенка

Генетический сбой, который повлиял на работу головного мозга, вероятность наследственной отягощённости у ребёнка — первые из причин происхождения болезни.

Япония является страной с самым высоким показателем аутизма в мире: в ней на каждые 10 000 здоровых жителей приходится 181 больной с этим синдромом.

Учёные страны восходящего солнца ещё в 70-е годы ХХ века отказались от прививки АКДС: после введения вакцины наблюдалась высокая смертность; у детей в разы увеличивался риск развития аутизма.

Некоторые мировые исследователи связывают появление болезни с влиянием на головной мозг ртути, содержащейся в большинстве прививок, которая поражает детскую ЦНС.

Часть учёных считают, что высокое содержание химикатов в окружающей среде и их проникновение в организм влияет на состояние серого вещества в мозге. Одна из причин появления аутизма — влияние как на будущую маму, так и на уже родившегося малыша генномодифицированной продукции.

Главным врагом признан гербицид глифосат, который вместе с пищей поступает в организм и вмешивается в процессы пищеварительного тракта.

Химикат приводит к сокращению количества очень важных аминокислот (тирозина, триптофана и фенилаланина) в желудке, что приводит к ожирению, болезни Альцгеймера, депрессии и аутизму.

Генная инженерия изменила сою и кукурузу так, чтобы они выдерживали большие дозы этого гербицида. Лидером последних десятилетий по использованию технологии ГМО является США.

Страна-чемпион по употреблению генномодифицированных продуктов, в 2016 году насчитывала по одному больному аутизмом ребёнку на каждые 68 здоровых детей.

США входит в пятёрку стран, где зарегистрировано наибольшее количество детей с аутизмом, что, вполне возможно, напрямую связано с ГМО.

Лечение аутизма у детей

Наиболее результативно производится коррекция раннего детского аутизма. Только 30% больных с тяжёлыми формами заболевания, с синдромом Каннера и атипичным аутизмом, имеют не самые благоприятные прогнозы лечения. В 60% у детей наблюдается стабильное улучшение состояния после курсов психокоррекции и приёма медицинских препаратов.

Настольной для родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, стала «Книга Я» клинического психолога Ивора Ловааса.

Учёный призывает маму и папу вместе со специалистами принимать активное участие в терапии и акцентирует внимание на трёх китах методики — обучении языку, игре и привязанности.

Лаваас относит агрессию и несогласие некоторых ребятишек с требованиями родителя или психолога к позитивным моментам терапии, считая это ответной реакцией.

В традиционные программы по лечению аутизма входят: посещение детьми курсов нейрокоррекции поведения и тренировки силы воли; работа с психологом для развития способностей коммуникации; занятия с логопедом и дефектологом.

Самым популярным на сегодня является метод АВА-терапии. Он состоит в пошаговом изменении у ребенка привычной для него модели поведения.

Работа начинается с имитирования — повторения жестов малышом-аутистом за специалистом, после чего наступает постепенный переход к выполнению простых действий: закрыть дверь, подать книгу или включить свет.

Так развивается эмоциональный отклик — детям становится приятно совершать какие-то действия и получать за это поощрение, происходит их социологизация.

Двигательные и когнитивные навыки малыш может приобрести во время игры. Для этого используют компьютерные технологии — коррекционные комплексы с видеоуправлением для развития типа «Timocco». Во время их использования у детей развивается двусторонняя координация, увеличивается скорость реакции, тренируется внимание и координация движений, развивается абстрактное мышление.

Медикаментозное лечение аутизма осуществляется с помощью, прежде всего, препаратов ноотропной группы.

Они призваны стимулировать деятельность детского мозга, активизировать в нём процессы мышления и запоминания информации.

Некоторые виды лекарств могут оказывать на психику как тормозящее воздействие, к ним относят «Панограм» и «Фенибут», так и возбуждающее с антидепрессивным эффектом: «Когитум», «Энцефабол», «Пикамилон».

В терапии аутизма для повышения концентрации внимания, интеллектуального и речевого развития хорошо себя зарекомендовали «Церебрализин» и «Кортексин».

При наличии у страдающего аутизмом страха и тревожных состояний врачи выписывают транквилизаторы.

С помощью нейролептиков у детей корректируются такие симптомы, как аутоагрессия, двигательная расторможенность и стереотипное поведение.

На базе приёма антидепрессантов создаются условия для увеличения контакта с больным ребёнком специалистов-психологов, а у самого малыша начинает появляться интерес к окружающему миру.

Аутизм — тяжёлое и не до конца изученное наукой заболевание. Печальные статистические прогнозы предрекают: этот диагноз к 2025 году будет поставлен каждому второму ребёнку на Земле. Современные методы коррекции и правильно подобранные медикаментозные препараты способны помочь и родителям, и детям в борьбе с этим заболеванием.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/zdorove_detey/autizm-u-detey-prichinyi-simptomyi-lechenie-i-profilaktika-autizma

Признаки аутизма. Лечится ли аутизм у детей? Как воспитать ребенка, больного аутизмом?

Науке неизвестны причины возникновения аутизма и способы его лечения. Единственным лекарством от этого расстройства является любовь и опека родителей особенного ребенка.

Аутизм — это расстройство нервной системы, которое возникает вследствие нетипичного развития мозга.

Для этого нарушения характерны проблемы во взаимодействии с окружающими людьми, сниженный интерес к среде, в которой ребенок живет и постоянные стереотипные действия, которые могут проявляться в упорядочивании игрушек в определенной последовательности или совершении однотипных манипуляций с ними.

Если Вашему ребенку был поставлен диагноз аутизм или расстройство аутического спектра — не стоит отчаиваться, ведь Ваш ребенок не хуже других, он просто особенный и больше других нуждается в заботе и любви.

Формы и степени аутизма у детей

В зависимости от степени расстройства определяется комплекс мероприятий, с помощью которых ребенка адаптируют к самостоятельности и жизни в социуме. Выделяют такие группы аутизма:

  • Первая группа — наиболее тяжелая степень расстройства, для которой характерна полная замкнутость ребенка в своем внутреннем мире, отсутствие каких-либо внешних реакций, мимики, жестов. Такие дети не разговаривают и не откликаются на свое имя, абсолютно не реагируют на окружающий мир. Специалисты ставят неутешительный диагноз относительно адаптации ребенка с этой степенью аутизма и приспособления его к жизни

Дети-аутисты закрываются от окружающего мира и боятся его познавать

  • Вторая группа — ребенок проявляет фрагментарную заинтересованность тем, что происходит вокруг, умеет говорить некоторые слова и фразы, но более зациклен на постоянном порядке вещей и действий

Ребенок пытается упорядочить все вокруг, разложив игрушки

  • Третья группа — дети устанавливают определенные контакты с людьми и миром, но не могут воспринимать объективно ситуации, которые возникают. Часто они имеют конфликты, не могут чувствовать состояние другого и не понимают скрытой двусмысленности слов. В целом дети, которых относят к третьей группе аутизма, довольно активные

Дети, страдающие аутизмом, часто не имеют близких доверительных отношений даже с матерью

  • Четвертая группа — наиболее легкая форма аутизма. Ребенок общается с окружающими, проявляет заинтересованность различной деятельностью и предметами, но при малейшей обиде или конфликте он уходит в себя и замыкается. Эта степень расстройства наиболее успешно поддается корректировке и, после ряда мероприятий, ребенок практически полностью адаптируется к социальной среде

При аутизме ребенок агрессивен и часто злится, если что-то не получается

Характерно, что чем более тяжелая степень аутизма у ребенка, тем раньше можно определить у ребенка некоторые отклонения и произвести корректировку.

Как распознать аутизм у ребенка? Поведение ребенка с аутизмом

У детей до года очень трудно выявить такое расстройство, как аутизм.

Это связано с самой природой нарушения: мозг ребенка неспособен одновременно сосредотачиваться на нескольких формах восприятия мира и совмещать их воедино, то есть, если ребенок слушает музыку он не может одновременно рассматривать игрушку или воспринимать мультфильм как цельный образ, имеющий и звук, и зрительную картинку.

Так как по поведению младенцев не всегда можно установить слушает ребенок что говорят или в это время просто рассматривает все вокруг, то критерий одновременного восприятия не может помочь в диагностировании аутизма.

Зацикленность на каком-либо действии или предмете — один из признаков аутизма

Признаки аутизма

Несмотря на особенности раннего возраста, бдительная мама сможет заметить некоторые особенности поведения малыша, которые в совокупности говорят о наличии аутизма:

  • малыш не смотрит на лица, не пытается рассматривать черты, а большую заинтересованность проявляет к игрушкам
  • при наличии слабого стороннего звука ребенок вздрагивает и пугается, тогда как при более значительном резком шуме он остается невозмутим
  • ребенок не просится к родителям на руки, ведет себя скованно даже на руках у матери или же, наоборот, слишком привязан к маме

Порой мама становится единственным человеком, которого ребенок подпускает к себе

  • не реагирует на движения людей и не воспринимает мимику, не отвечает улыбкой на улыбку или проявляет обратную реакцию (например, когда мама улыбается или смеется он может заплакать в ответ)
  • кроха поздно начинает издавать какие-либо звуки, а когда все же начинает произносить определенные слоги, то делает это без интонации

Диагностировать аутизм у ребенка до года очень сложно

Если Вы заметили в ребенке до года подобные проявления — не спешите с выводами. Поделитесь своими наблюдениями с участковым педиатром или неврологом. Возможно, симптомы, которые Вы определили, являются всего лишь индивидуальной особенностью ребенка.

Видео: Аутизм. Один день другой жизни

Симптомы аутизма у детей до 3-х лет

В более старшем возрасте появляются другие показатели, которые являются характерными для детей-аутистов:

  • нарушение взаимодействия с людьми и замкнутость, нежелание контактировать с окружающими
  • сосредоточенность на одном предмете
  • стереотипность действий (длительное листание книги, включение-выключение света)
  • желание упорядочить предметы в определенную систему (ребенок может выкладывать игрушки в определенной последовательности, по размеру или цвету)

Аутисты предпочитают одиночество

  • повторяющиеся движения, странные взмахи, подпрыгивания или наматывание кругов на месте
  • проблемы с развитием речи: ребенок может совсем не разговаривать или говорить несколько слов, употребляя их не к месту и с неверной интонацией
  • склонность к одиночеству, флегматичность

Замкнутость ребенка может быть его индивидуальной чертой

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии и какие-то симптомы аутизма могут не проявляться, а взамен им могут возникать другие особенности поведения. Специалисты, изучающие проблему аутизма, говорят о том, что показательными для диагностирования являются три показателя:

  1. Отсутствие стремления к социальному взаимодействию
  2. Нетипичное или проблемное общение ребенка с взрослыми и детьми
  3. Ограниченность круга интересов и стереотипность действий

Видео: Аутизм. Проявления

Диагностика аутизма у детей

Постановка диагноза «аутизм» — сложная процедура, которая требует проведения множества исследований и тестов. Для того чтобы диагностировать ребенка, в отношении которого возникает подозрение о наличии этого тяжелого расстройства необходим вердикт комиссии, состоящей из:

  • педиатра
  • логопеда
  • невролога
  • психолога
  • психиатра

Только проведение ряда исследований может дать право поставить диагноз «аутизм»

Кроме этого, проводится ряд исследований, таких как электроэнцефалограмма, МРТ мозга, допплерография сосудов и ряд консультаций узких специалистов.

Эти мероприятия не покажут является ли ребенок аутистом, но они результативны в случае, если странности поведения ребенка вызваны другими заболеваниями, которые не имеют к аутизму никакого отношения.

Особенности развития детей с аутизмом

Большинство детей, которым поставлен диагноз аутизм не могут приспособиться к самостоятельной жизни и имеют низкий уровень интеллекта, значительно отстают в развитии.

Но среди них есть и дети со средним уровнем умственных способностей и даже высоким.

Как правило, одаренные дети-аутисты имеют таланты и необычные способности — они могут быть выдающимися математикам, но при этом в большинстве случаев неспособны к самостоятельному обслуживанию своих потребностей.

Дети с аутизмом могут быть очень способными и смышленными

Некоторые дети с таким диагнозом развиваются хорошо, а в определенный момент начинается стремительный регресс, вплоть до того, что ребенок теряет большинство умений и навыков. Через какое-то время утраченные умения вновь возвращаются, но это временное явление.

Обучение и воспитание ребенка с аутизмом

Так как аутизм не поддается излечению, то основным методом борьбы с ним может быть только коррекция. Развитие основных навыков у детей с аутизмом сложный процесс, который требует от родителей полной самоотдачи.

Если обычные дети могут учиться новому подражая взрослым, то ребенок-аутист не пытается никого наследовать, ведь он не наблюдает за поведением окружающих.

Процесс обучения даже элементарным бытовым умениям у детей с диагнозом аутизм сопряжен с преодолением барьера, который выстраивает вокруг себя ребенок, и страхов, которые представляет для малыша все новое.

От усилий родителей зависит адаптация ребенка

Сложность в воспитании ребенка-аутиста представляет и то, что единожды столкнувшись с неудачей он не захочет вновь повторять действие, начиная злиться и капризничать. Родителям важно создать атмосферу успеха вокруг своего чада, показать, что все у него получается, хвалить и поощрять.

Попробуйте вместе с ребенком преодолеть его страхи, рассказать о всем неизвестном и пугающем и он будет Вам доверять и активно изучать мир с Вашей помощью.

Аутизм в подростковом возрасте

Подростковый возраст — наиболее трудный период в жизни ребенка-аутиста. В то время, когда сверстники начинают активно завязывать отношения, контактировать друг с другом и стремятся чего-то достичь в жизни, аутист начинает в полной мере ощущать свое отличие от других и свои особенности. Это провоцирует постоянные стрессы, нервное напряжение, что может послужить усугублению проблемы.

Подростковый возраст — кризисный период для детей с аутизмом

Ребенок-аутист начинает еще больше замыкаться в себе, отвергать окружающий мир или, наоборот, стремиться достичь большего, преодолевает свою неконтактность и вступает во взаимодействие с социумом.

Реабилитация детей с аутизмом. Лечится ли детский аутизм?

Если Вашему ребенку поставили диагноз «аутизм», то следует осознать это и запастись терпением и выдержкой, ведь не существует никакой методики излечения от этого состояния. Хоть аутизм излечить нельзя, но это не значит, что с ним не нужно бороться — благодаря коррекции и усилиям родителей можно значительно улучшить состояние ребенка и адаптировать к социальной среде.

От аутизма не существует лекарства, кроме заботы и любви родителей

Большое значение в реабилитации ребенка-аутиста имеют физические занятия, некоторые медикаментозные препараты, специальная диета, развивающие игры и даже занятия в дельфинарии. Существуют целые программы, разработанные специалистами, которые призваны улучшить состояние детей, сделать их социально активными и научить взаимодействовать с окружающим миром.

Как воспитать ребенка, больного аутизмом: советы и отзывы

Родители, столкнувшиеся с проблемой аутизма, несмотря на статус неизлечимости состояния, призывают бороться с ним. Многие из них, приложив максимум усилий, выполняя предписания врачей, психологов, логопедов смогли добиться замечательных результатов, сделать своих крох социальными существами, достать их из своей скорлупы и крепости отчуждения.

Главное, не опускать руки и не мириться с диагнозом, а бороться за здоровье ребенка, стучаться во все двери и искать специалистов, которые дадут хоть маленький, но шанс на улучшение состояния.

Видео: Аутизм у детей. Комаровский

Источник: https://heaclub.ru/kak-vospitat-rebenka-bolnogo-autizmom-lechitsya-li-autizm-u-detej

admin

врач высшей категории, стаж работы в учреждении 15 лет

Recent Posts

Слуховые аппараты: когда они необходимы и можно ли обойтись без них

Слуховые аппараты являются важным средством для улучшения качества жизни людей с нарушениями слуха. Они помогают…

3 часа ago

Аппаратный массаж: вакуум, RF и кавитация

Современная косметология предлагает множество эффективных способов поддержания красоты и здоровья кожи. Среди них особой популярностью…

2 дня ago

Первая консультация перед имплантацией зубов: что должен рассказать стоматолог

Имплантация зубов — это один из самых современных и надёжных методов восстановления утраченных зубов. Однако…

4 дня ago

Редкие способы лечения кариеса и народные методы борьбы с ним

Кариес — одно из самых распространённых стоматологических заболеваний, которое приводит к разрушению зубов. В большинстве…

4 дня ago

Глюкометр: как он помогает контролировать уровень сахара в крови

Глюкометр — это незаменимое устройство для измерения уровня сахара в крови. Оно помогает людям с…

4 дня ago

Как доставка цветов может выручить молодого человека: ситуации и преимущества

Цветы – это универсальный подарок, способный украсить любой момент жизни. Однако не всегда есть время…

5 дней ago